|
| | |
|
Нартовский эпос
…Концепция социальных функций жива еще сегодня у осетин - не в реальной
жизни, а в круге народно-эпических преданий, которые называют для
краткости «сказаниями о Нартах» или «нартовскими сказаниями».
Этот
народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно
различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству
недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения [1].
1.
Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков
сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои.
Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских
друзей [2], но magis amica veritas [3]: в основе своей нартовский эпос
– осетинский.
2. Он был воспринят несколькими соседними
народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая
прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение
он получил у чеченцев и ингушей, черкесов – восточных и западных – и
абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому что на Кавказе начиная с
1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного
творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский
эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и
карачаевцев.
3. На западе – убыхи, на востоке кумыки и
дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но
это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов,
с которыми быстро расправляются местные Давиды. В деревнях Анатолии,
где некоторые старики еще говорят по-убыхски, мне случалось записывать
варианты знаменитых эпизодов, но то были черкесские или абхазские
варианты, рассказанные по-убыхски, поскольку все убыхи сейчас
двуязычны, а то и трехъязычны, и переняли традиции родственных народов.
Прошло
немногим более столетия с тех пор, как собирателями были записаны
первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю
осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу;
филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции.
Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря тифлисским
этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге
большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях
даже во время второй мировой войны и в последующие годы и результаты
которой были опубликованы в нескольких толстых книгах: по-осетински
(1946, 1961) и по-русски (1948) – северо-осетинское собрание; по-русски
(1957) – юго-осетинское собрание, отличающееся от северного; по-русски
– кабардинское собрание (1951); по-абхазски (1962) и по-русски (1962) –
абхазское; по-чеченски и по-ингушски (1964) – собрание нартовских
сказаний этих народов [4].
К сожалению, эти последние издания не
все таковы, как хотелось бы: в некоторых каждый эпизод дается только в
приглаженной форме, представляющей сплав нескольких вариантов. И стало
быть, нужно каждый раз обращаться к более ранним изданиям, менее
значительным, но подающим тексты в том виде, в каком они были
рассказаны [5]; или же, пользуясь любезностью кавказских фольклористов,
прибегать к рукописным фондам (...).
Очень долго у различных
народов существовали профессионалы памяти – черкесы их называют
«гегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения
этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны
преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали
длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по
тексту, несмотря на разницу в диалектах. При нынешнем состоянии
черкесской эмиграции в Анатолии эти поэмы позабыты, и мне никогда не
доводилось слышать их материала ни в какой другой форме, кроме довольно
тусклой прозаической. Зато в Иордании, Сирии черкесскому фольклористу
удалось услышать аэдов, ни в чем не уступающих тем, которые поют на
земле своих отцов.
Что такое Нарты – на их исконной родине, т.
е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные
герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет
не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его
лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не
что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому –
nar «мужчина», «воин» (греч. 'ανήρ и т. д.) [6]. По словам осетин и их
соседей, Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и
победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет
нартовская кровь, однако в то же время и осетины и чеченцы
рассказывают, что Нарты были в конце концов поголовно истреблены при
обстоятельствах, которые освещаются по-разному. Обычно говорится, что
своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару
бога мусульманского или христианского – сообразно вариантам, потому что
осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были
христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам.
Однако некоторые, причем самые знаменитые, Нарты погибают порознь,
драматически – до того, как исчезает все племя [7]. До своего
величественного конца все эти герои жили, действовали, и их подвиги и
страдания составили ткань эпоса. У них была своя «социальная
организация», которая заслуживает рассмотрения.
1. Я
воспроизвожу здесь - со значительными изменениями – свою статью
«L'Epopée narte» («La Table Ronde», Paris, 1958, стр. 45–47).
2.
Недавно я получил за это строгий выговор от А. И. Гадагатля: см.
«Героический эпос «Нарты» и его генезис», Краснодар, 1967, стр.
253-254. (...) Увы, доводы моего увлекающегося друга Гадагатля не
заставили меня переменить мнение.
3. Истина дороже дружбы (лат.).
4.
Вот названия этих больших сборников: 1. Северо-Осетинские: «Нарты
кадджытæ» («Нартские сказания»), Дзауджикау, 1946; переведены на
русский язык в прозе – «Осетинские нартские сказания», М., 1948, и в
стихах – «Нартские сказания, осетинский народный эпос», М., 1949;
перевод на французский язык большей части «Нарты кадджытæ» в моей книге
«Livre des héros, légendes sur les Nartes»; научная публикация многих
нартовских сказаний (101) была осуществлена В. И. Абаевым и 3. М.
Салагаевой в книге «Ирон адæмы сфæлдыстад. Сарæзта йæ Салæгаты Зоя», т.
I, II, («Осетинское народное творчество в двух томах». Составила 3. М.
Салагаева), Орджоникидзе, 1961; 2. Юго-Осетинские: «Нарты, эпос
осетинского народа». Издание подготовили В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р.
А. Ивнев и Б. А. Калоев, М., 1957 (автор русского поэтического
изложения – Р. А. Ивнев – прим. пер.); 3. Восточно-Черкесские
(кабардинские): «Нарты. Кабардинский эпос», М., 1951 (на русском языке,
адаптация в прозе и в стихах); 4. Западно-Черкесские на всех диалектах:
А. М. Гадагатль, Героический эпос «Нарты» и его генезис, Краснодар,
1967; автор – убежденный поборник адыгского происхождения нартовского
эпоса в целом; 5. Абхазские: «Приключения нарта Сасрыквы и его
девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос» (на абхазском
языке), Сухуми, 1962; «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста
девяти братьев», М., 1962; 6. Чечено-Ингушские: «Нохчийн фольклор.
Наьрт-эрст-хойх лаьцна дийцарш туьйранаш». Геоттийнарг – Сераджин
Эльмурзаев, т. III («Чеченский фольклор. Сказавия о нарт-орстхойцах»,
т. III, Составил С. Эльмурзаев), Грозный, 1964. Уже состоялись два
«нартологических» совещания – одно в Осетии, в Орджоникидзе, в октябре
1956 г., второе – в Абхазии, в Сухуми, в 1963 г.; в них участвовали
представители народов Северного Кавказа, знакомых с Нартами, а также
фольклористы из Москвы, историки литературы, социологи. Основные
доклады первого совещания были опубликованы в 1957 г. в сборнике
«Нартский эпос». Относительно осетинских сказаний мы обратимся к
книге В. И. Абаева «Нартовский эпос», – «Известия Северо-Осетинского
научно-исследовательского института», Дзауджикау, 1945.
5. Почти все, что появилось до 1930 г., было мною проанализировано в книге «Légendes sur les Nartes», Paris, 1930.
6. Об этимологии этого слова много спорят; В. И. Абаев видит в -nar- монгольское название солнца.
7. Подробнее см. в предисловиях к моим «Легендам о Нартах» и «Книге о героях».
Жорж Дюмезиль
|
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
|
Просмотров: 2068
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
| Статистика
| |
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|