|
![](/.s/t/811/13.jpg) | | ![](/.s/t/811/15.jpg) |
|
Общество Нартов
(Опыт социально-исторического анализа, нартовских сказаний)
Народный
эпос каждого народа отражает его прошлый культурный и
социально-экономический быт. Поэтому, по народному эпосу, в той или
иной мере, можно составить характеристику социально-экономических форм
известной эпохи в истории народа, к которой относится время
возникновения самого эпоса. Так, например, гомеровский эпос служит
лучшим источником для познания греческого общества IX в. до нашей эры
(«гомеровского» общества). То же самое относится к нартовскому
эпосу. В последнем, несомненно, отражаются социально-экономические
формы прошлого быта народов, у которых сохранился он. Каждый из
последних вложил в сохранившиеся у него нартовские сказания свое
собственное культурно-бытовое и социально-экономическое содержание. Здесь
мы оставляем в стороне вопрос о том, кто такие были нарты, или кому из
горских народов принадлежит нартовский эпос, т. е. кто из этих
последних первоначально создал его. Мы ограничимся рассмотрением
осетинского нартовского эпоса и выяснением той эпохи в истории
осетинского народа, которая находит свое изображение в осетинских
нартовских сказаниях и к которой можно отнести существование «общества
нартов». Но может возникнуть вопрос: если не доказано, что
нартовский эпос есть создание осетинского народа, то следует ли его
считать источником для характеристики той или другой эпохи в истории
этого народа? На это следует указать на тот бросающийся в глаза
факт, что осетинские нартовские сказания в глубокой степени насыщены
самобытными осетинскими чертами, осетинским социально-культурным
бытом, и поэтому они бесспорно отражают именно жизнь осетинского
народа, а не какого-нибудь другого. При крайней скудности письменных
источников истории осетинского народа, нартовский эпос, как
исторический источник, приобретает значительную ценность. Разумеется,
при этом не надо забывать, что нартовские сказания сохранились лишь в
устной форме, и, передаваясь в этой форме от поколения к поколению,
естественно, в значительной мере воспринимали черты позднейших времен,
вследствие чего содержание их не целиком может служить источником для
изучения более ранней эпохи. Ввиду этого, при пользовании материалом
нартовских сказаний, как историческим источником, необходимо выделять
наиболее ранние черты, отбросив позднейшие элементы, дабы таким
образом восстановить «общество нартов» в первоначальном виде. Эта
задача облегчается тем, что нартовский эпос во всех частях Осетии (как
в Северной, так и в Южной) сохранил одни и те же основные черты,
которые, следовательно, относятся к периоду, предшествующему времени
расселения осетин на нынешней территории. Итак, что же представляет собою «общество нартов?»
|
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
|
Просмотров: 1451
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
![](/.s/t/811/19.jpg) | | ![](/.s/t/811/21.jpg) |
|
![](/.s/t/811/7.jpg) |
| Статистика
![](/.s/t/811/10.gif) | |
![](/stat/1739176419)
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
![](/.s/t/811/12.jpg) |
|