IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [10]
Сказания о Нартах [32]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Нартский эпос » Статьи

Общество Нартов
(Опыт социально-исторического анализа, нартовских сказаний)

Народный эпос каждого народа отражает его прошлый культурный и социально-экономический быт. Поэтому, по народному эпосу, в той или иной мере, можно составить характеристику социально-экономических форм известной эпохи в истории народа, к которой относится время воз­никновения самого эпоса. Так, например, гомеровский эпос служит лучшим источником для познания греческого общества IX в. до нашей эры («гомеровского» общества).
То же самое относится к нартовскому эпосу. В послед­нем, несомненно, отражаются социально-экономические формы прошлого быта народов, у которых сохранился он. Каждый из последних вложил в сохранившиеся у него нартовские сказания свое собственное культурно-бытовое и социально-экономическое содержание.
Здесь мы оставляем в стороне вопрос о том, кто такие были нарты, или кому из горских народов принадлежит нартовский эпос, т. е. кто из этих последних первоначально создал его. Мы ограничимся рассмотрением осетинского нартовского эпоса и выяснением той эпохи в истории осе­тинского народа, которая находит свое изображение в осетинских нартовских сказаниях и к которой можно от­нести существование «общества нартов».
Но может возникнуть вопрос: если не доказано, что нартовский эпос есть создание осетинского народа, то сле­дует ли его считать источником для характеристики той или другой эпохи в истории этого народа?
На это следует указать на тот бросающийся в глаза факт, что осетинские нартовские сказания в глубокой сте­пени насыщены самобытными осетинскими чертами, осе­тинским социально-культурным бытом, и поэтому они бес­спорно отражают именно жизнь осетинского народа, а не какого-нибудь другого.
При крайней скудности письменных источников исто­рии осетинского народа, нартовский эпос, как историчес­кий источник, приобретает значительную ценность. Разу­меется, при этом не надо забывать, что нартовские ска­зания сохранились лишь в устной форме, и, передаваясь в этой форме от поколения к поколению, естественно, в значительной мере воспринимали черты позднейших вре­мен, вследствие чего содержание их не целиком может служить источником для изучения более ранней эпохи. Ввиду этого, при пользовании материалом нартовских ска­заний, как историческим источником, необходимо выде­лять наиболее ранние черты, отбросив позднейшие элемен­ты, дабы таким образом восстановить «общество нартов» в первоначальном виде. Эта задача облегчается тем, что нартовский эпос во всех частях Осетии (как в Северной, так и в Южной) сохранил одни и те же основные черты, которые, следовательно, относятся к периоду, предшеству­ющему времени расселения осетин на нынешней террито­рии.
Итак, что же представляет собою «общество нартов?»
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
Просмотров: 1153
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2017