|
![](/.s/t/811/13.jpg) | | ![](/.s/t/811/15.jpg) |
|
Общество Нартов. Социальный строй
По своему социальному строю общество нартов выступает прежде всего с
характерными чертами родового общества. Известны три главных рода
нартов: Бората, Ахсартагката и Алагата. Основные черты родового
быта, как в отношениях между родами, так и внутри родов, выступают с
полною яркостью. Мы видим здесь институт кровной мести. На почве
кровной мести разгорается борьба между Бораевыми и Ахсартагкаевыми.
Батрадз мстит за убийство своего отца. Следует признать
существование у нартов и экзогамии. Скалбицо (Ахсартагкаев) засватал
дочь Урызмага (Бораева). Тем более на первый раз представляется
странным факт женитьбы Урызмага на сестре Сатане. Однако из сказания
явствует, что этот факт совершился вопреки господствующему обычаю. По
одному варианту этого распространенного сказания, когда Сатана
предлагает Урызмагу жениться на ней, последний говорит: «Да не простит
тебе бог этого, да такого дела еще не бывало между нартами! Это дело
позорное! Мне нельзя будет показаться среди нартов, надо мной будут
смеяться!..» Урызмзг согласился на брак после того, как по совету
мудрой Сатаны, проехал верхом на осле, сидя лицом назад, но улицам
нартов, и увидел, что нарты смеялись над ним лишь вначале, а после
третьего раза перестали смеяться. Очевидно, мудрость этого сказания
сводится не к допустимости подобного брака, а к доказательству той
истины, что самое необыкновенное явление (каким в данном случае
является брак между братом и сестрой) вызывает удивление и осуждение
лишь на первое время, а в дальнейшем люди быстро примиряются с ним и
оставляют его уже без внимания. Таким образом, указанное сказание не
только не отвергает наличия экзогамии у нартов, а, напротив,
подтверждает его. В родовом обществе нартов, несомненно, существует
почитание и главенство старших. «Батрадз, сын Хамыца, был горец: от
вершины Вазы он сопровождал их, как младший». «Расселись нарты рядами.
Во главе одного ряда старшим сидел Урызмаг, другого — Хамыц и т. д.».
«Урызмаг говорил, что лиса должна достаться ему, как хистару (старшему)
из всех нартов». «Ацамаз сказал им: «мои хистары! Да не осмеготся на
меня ваши сердца. Я не нарушу обычая кастара (младшего). Но прошу вас
позволить мне убить эту лисицу золотую». Однако почитание старших, господствующее у нартов, имеет известный предел. Престарелых они презирали. «Урызмаг под старость стал посмещищем нартов, молодежь стала плевать на него и обтирать на нем грязь своих стрел». «Молодые
нарты хотели умертвить Урызмага постыдной смертью — попойкой, но не
знали, как заставить старика прийти на веселый пир нартов». Это
отношение нартов к престарелым невольно сопоставляется с таким же
отношением к старикам древних алан, которые, по сообщению Аммиана
Марцеллина, тоже жестоко издевались над стариками. Как ни ярко
проявляются черты родового быта в обществе нартов, но от первобытных
чисто патриархально-родовых форм оно далеко ушло вперед: в нем уже
резко выступает социальное неравенство и сословие-классовое расслоение. В
обществе нартов имеется господствующий класс алдаров, т. е. помещиков,
имеющих свой «черный», эксплуатируемый народ. «У Насран-алдара было
семь жен... Было у него полные семь деревень «цагаров». «Он (Созырико)
видит, что нартов алдар Хызы фырт Челахсартаг, засунув руки свои за
пазуху, идет...». «Понесло море бурдюк (с посаженным в нем Урызмагом) и
принесло его прямо к рыбакам Кафты сар Хуыандон-алдара». Очевидно,
последний был приморским владельцем и вел рыбное хозяйство трудом
своих рыбаков. Почти все нарты называются алдарами: Урызмаг, Хамыц, Батрадз, Сайнаг (в дигорских сказаниях — Тогус-алдар, Негор-алдар) и др. Алдары
живут в башнях-крепостях, набирают войска, ведут между собою войну и
грабят друг друга, отправляются в странствование с специальной целью
грабежа и воровства. Кроме того, время их занято охотой и боевыми
играми-состязаниями. Очевидно, производительным трудом они не
занимаются, ибо «бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни». Одним словом, алдары в обществе нартов составляют класс феодалов с достаточно выраженными характерными чертами этого класса. Против
класса алдаров стоит класс эксплуатируемых «цагар»-ов {«рабов»);
«уацайраг»-ов («пленников») или «кусаг»-ов (буквально — «работников»).
Эти «цагар»-ы, «кусаг»-и работали на алдаров. «Урызмагов кусаг Табылдак
на двенадцати ослах каждый день из морской колючки вез дрова». «Привели рыбаки Урызмага к своему алдару, и он сделал его пастухом своих больших табунов». Надо
полагать, что «кусаг»-и, преимущественно, были пастухами, поскольку
скотоводство было преобладающим занятием и нартов. Как видим, были у
иных алдаров и рыбаки. Разумеется, этими не исчерпываются все виды
профессии «кусаг»-ов, но в сказаниях об этом сведения более чем
скудны. Кузнецы и другие ремесленники, вероятно, тоже в первую очередь
обслуживали алдаров, и, таким образом, мы имеем основание предполагать
у нартов наличие помещичьего хозяйства феодальной эпохи. О правовом
положении «цагар»-ов и «кусаг»-ов в сказаниях также нет достаточных
сведений. Вероятнее всего, они большею частью происходили из пленных
невольников и были совершенно бесправны, как рабы. «Боже, творец света,
устрой так, чтобы я добыл пленника», говорит Хамыц. О бесправном
положении рабов можно судить по следующим словам Созырико,
притворившегося рабом, обращенным к богатырю Мукара: «Я человек
невольный, голова моя не свободная. Я — раб Созырико и исполняю без
отговорок его приказания. Ты убей меня, моя душа холопская, она ни для
меня, ни для кого другого не очень дорога». Но социальное
неравенство существует и внутри нартовских родов. Пример:
Сырдон-кавдасард (т. е. рожденный от номылус —незаконной жены)
нартовской фамилии Бораевых. К своим сородичам Сырдон обращается так:
«Да съем я ваши болезни, мои господа, мои алдары», «Да рын бахарон, ме
'лдар, Уырызмаг!» Однако из сказаний не видно, чтобы положение
Сырдона, как кавдасарда, создавало для него какие-нибудь правовые
ограничения. Кавдасард все-таки был членом рода, и отношения к нему до
известной степени были проникнуты родственными чувствами. Несмотря на
это, Сырдон занимал низкое положение. «Затем начали нарты пить,
возносить тосты. Прислужником был Сырдон». Независимо от сословного
деления, среди нартов было имущественное неравенство, были бедные и
богатые. «Когда поделили стадо, Урызмаг выделил бедняков и дал им
большие доли. Остальные доли роздал другим нартам». Были богатые люди,
которые не принадлежали к сословию алдаров. Например, по одному
варианту, «сын Хиза, Челахсартаг, из фарсагов, человек зажиточный». В
обществе со столь резко выраженным классовым делением не могло не быть
классового антогонизма и классовой борьбы. Хотя описания этой борьбы
нам сказания не дают, но на существование ее в обществе нартов имеются
вполне ясные и любопытные указания.
Вот сказал он, нарт (Созырико В загробном мире): «Я видел Лапоть кожаный, дырявый, И сафьяновый чувяк Вверх на дерево взобраться Вперегонку норовят. .'] И чувяк сафьяновый, легкий Раньше первым все идет, А потом тяжелый лапоть Над чувяком верх берет». Говорили предки нарту:
«Гей, ты, смуглый, нарт лихой! То богатых перегонят И во всем оставят сзади Землепашцы за собой».
По
другому варианту, «Увидел я (Созырико): сапог из сафьяна и сапог из
свиной кожи дрались, и сапог из свиной кожи оказался сильнее. Эта
диковинка что означает? Тот сказал мне: «благородный (уаздан) и
простолюдин (саулаг) будут одно и то же (сравняются) и простолюдин
окажется сильнее». Из приведенного видно, что в обществе нартов имел
место острый классовый антагонизм, зрели революционные идеи и
выражалась уверенность в неизбежной революционной победе угнетенных
над господствующим классом. Любопытно с точки зрения классового антогонизма отношение «бедового» и «лукавого» кавдасара Сырдона к своим алдарам-сородичам. Он
всегда старался навлечь на нартов какое-нибудь несчастье. «Сырдон
фыдбылыз кад на уыд нартан?» («Когда не был Сырдон злодеем, вернее,
бедовым, для нартов?») «Сырдон нартан фыдбылыз уыди». Так
характеризуется в сказаниях Сырдон постоянно, когда речь заходит о
его выходках. «Он (Сырдон)... любил иногда сделать кому-нибудь
несчастье»... Такое враждебное отношение Сырдона к нартам,
естественно, происходит из его низкого общественного положения. Он,
словно, мстил своим алдарам за то унижение, которое он переносил среди
нартов.
|
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
|
Просмотров: 1595
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
![](/.s/t/811/19.jpg) | | ![](/.s/t/811/21.jpg) |
|
![](/.s/t/811/7.jpg) |
| Статистика
![](/.s/t/811/10.gif) | |
![](/stat/1739176047)
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
![](/.s/t/811/12.jpg) |
|