IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [10]
Сказания о Нартах [32]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Нартский эпос » Статьи

Общество Нартов. Социальный строй
По своему социальному строю общество нартов высту­пает прежде всего с характерными чертами родового об­щества. Известны три главных рода нартов: Бората, Ахсартагката и Алагата.
Основные черты родового быта, как в отношениях меж­ду родами, так и внутри родов, выступают с полною яр­костью. Мы видим здесь институт кровной мести. На поч­ве кровной мести разгорается борьба между Бораевыми и Ахсартагкаевыми. Батрадз мстит за убийство своего отца.
Следует признать существование у нартов и экзогамии. Скалбицо (Ахсартагкаев) засватал дочь Урызмага (Бораева). Тем более на первый раз представляется странным факт женитьбы Урызмага на сестре Сатане. Однако из сказания явствует, что этот факт совершился вопреки господствующему обычаю. По одному варианту этого рас­пространенного сказания, когда Сатана предлагает Урызмагу жениться на ней, последний говорит: «Да не простит тебе бог этого, да такого дела еще не бывало между нар­тами! Это дело позорное! Мне нельзя будет показаться среди нартов, надо мной будут смеяться!..» Урызмзг со­гласился на брак после того, как по совету мудрой Са­таны, проехал верхом на осле, сидя лицом назад, но ули­цам нартов, и увидел, что нарты смеялись над ним лишь вначале, а после третьего раза перестали смеяться. Оче­видно, мудрость этого сказания сводится не к допусти­мости подобного брака, а к доказательству той истины, что самое необыкновенное явление (каким в данном слу­чае является брак между братом и сестрой) вызывает удив­ление и осуждение лишь на первое время, а в дальней­шем люди быстро примиряются с ним и оставляют его уже без внимания. Таким образом, указанное сказание не только не отвергает наличия экзогамии у нартов, а, напротив, подтверждает его.
В родовом обществе нартов, несомненно, существует почитание и главенство старших. «Батрадз, сын Хамыца, был горец: от вершины Вазы он сопровождал их, как младший». «Расселись нарты рядами. Во главе одного ряда старшим сидел Урызмаг, другого — Хамыц и т. д.». «Урызмаг говорил, что лиса должна достаться ему, как хистару (старшему) из всех нартов». «Ацамаз сказал им: «мои хистары! Да не осмеготся на меня ваши сердца. Я не нарушу обычая кастара (младшего). Но прошу вас позволить мне убить эту лисицу золотую».
Однако почитание старших, господствующее у нартов, имеет известный предел. Престарелых они презирали.
«Урызмаг под старость стал посмещищем нартов, моло­дежь стала плевать на него и обтирать на нем грязь сво­их стрел».
«Молодые нарты хотели умертвить Урызмага постыд­ной смертью — попойкой, но не знали, как заставить ста­рика прийти на веселый пир нартов». Это отношение нар­тов к престарелым невольно сопоставляется с таким же от­ношением к старикам древних алан, которые, по сообще­нию Аммиана Марцеллина, тоже жестоко издевались над стариками.
Как ни ярко проявляются черты родового быта в об­ществе нартов, но от первобытных чисто патриархально-родовых форм оно далеко ушло вперед: в нем уже резко выступает социальное неравенство и сословие-классовое расслоение.
В обществе нартов имеется господствующий класс алдаров, т. е. помещиков, имеющих свой «черный», эксплуа­тируемый народ. «У Насран-алдара было семь жен... Было у него полные семь деревень «цагаров». «Он (Созырико) видит, что нартов алдар Хызы фырт Челахсартаг, засунув руки свои за пазуху, идет...». «Понесло море бурдюк (с посаженным в нем Урызмагом) и принесло его прямо к рыбакам Кафты сар Хуыандон-алдара». Очевидно, последний был приморским владельцем и вел рыбное хозяй­ство трудом своих рыбаков.
Почти все нарты называются алдарами: Урызмаг, Хамыц, Батрадз, Сайнаг (в дигорских сказаниях — Тогус-алдар, Негор-алдар) и др.
Алдары живут в башнях-крепостях, набирают войска, ведут между собою войну и грабят друг друга, отправля­ются в странствование с специальной целью грабежа и воровства. Кроме того, время их занято охотой и боевыми играми-состязаниями. Очевидно, производительным трудом они не занимаются, ибо «бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни».
Одним словом, алдары в обществе нартов составляют класс феодалов с достаточно выраженными характерны­ми чертами этого класса.
Против класса алдаров стоит класс эксплуатируемых «цагар»-ов {«рабов»); «уацайраг»-ов («пленников») или «кусаг»-ов (буквально — «работников»). Эти «цагар»-ы, «кусаг»-и работали на алдаров. «Урызмагов кусаг Табылдак на двенадцати ослах каждый день из морской колюч­ки вез дрова».
«Привели рыбаки Урызмага к своему алдару, и он сделал его пастухом своих больших табунов».
Надо полагать, что «кусаг»-и, преимущественно, были пастухами, поскольку скотоводство было преобладающим занятием и нартов. Как видим, были у иных алдаров и ры­баки. Разумеется, этими не исчерпываются все виды профес­сии «кусаг»-ов, но в сказаниях об этом сведения более чем скудны. Кузнецы и другие ремесленники, вероятно, тоже в первую очередь обслуживали алдаров, и, таким образом, мы имеем основание предполагать у нартов наличие поме­щичьего хозяйства феодальной эпохи.
О правовом положении «цагар»-ов и «кусаг»-ов в ска­заниях также нет достаточных сведений. Вероятнее всего, они большею частью происходили из пленных невольников и были совершенно бесправны, как рабы. «Боже, творец света, устрой так, чтобы я добыл пленника», говорит Хамыц. О бесправном положении рабов можно судить по следующим словам Созырико, притворившегося рабом, об­ращенным к богатырю Мукара: «Я человек невольный, голова моя не свободная. Я — раб Созырико и исполняю без отговорок его приказания. Ты убей меня, моя душа холопская, она ни для меня, ни для кого другого не очень дорога».
Но социальное неравенство существует и внутри нартовских родов. Пример: Сырдон-кавдасард (т. е. рожден­ный от номылус —незаконной жены) нартовской фамилии Бораевых. К своим сородичам Сырдон обращается так: «Да съем я ваши болезни, мои господа, мои алдары», «Да рын бахарон, ме 'лдар, Уырызмаг!»
Однако из сказаний не видно, чтобы положение Сырдона, как кавдасарда, создавало для него какие-нибудь пра­вовые ограничения. Кавдасард все-таки был членом рода, и отношения к нему до известной степени были проникну­ты родственными чувствами. Несмотря на это, Сырдон за­нимал низкое положение. «Затем начали нарты пить, воз­носить тосты. Прислужником был Сырдон».
Независимо от сословного деления, среди нартов было имущественное неравенство, были бедные и богатые. «Ког­да поделили стадо, Урызмаг выделил бедняков и дал им большие доли. Остальные доли роздал другим нартам». Были богатые люди, которые не принадлежали к сосло­вию алдаров. Например, по одному варианту, «сын Хиза, Челахсартаг, из фарсагов, человек зажиточный».
В обществе со столь резко выраженным классовым делением не могло не быть классового антогонизма и клас­совой борьбы. Хотя описания этой борьбы нам сказания не дают, но на существование ее в обществе нартов име­ются вполне ясные и любопытные указания.

Вот сказал он, нарт (Созырико
В загробном мире): «Я видел
Лапоть кожаный, дырявый,
И сафьяновый чувяк
Вверх на дерево взобраться
Вперегонку норовят. .']
И чувяк сафьяновый, легкий
Раньше первым все идет,
А потом тяжелый лапоть
Над чувяком верх берет».
Говорили предки нарту:

«Гей, ты, смуглый, нарт лихой!
То богатых перегонят
И во всем оставят сзади
Землепашцы за собой».

По другому варианту, «Увидел я (Созырико): сапог из сафьяна и сапог из свиной кожи дрались, и сапог из сви­ной кожи оказался сильнее. Эта диковинка что означает? Тот сказал мне: «благородный (уаздан) и простолюдин (саулаг) будут одно и то же (сравняются) и простолю­дин окажется сильнее».
Из приведенного видно, что в обществе нартов имел место острый классовый антагонизм, зрели революцион­ные идеи и выражалась уверенность в неизбежной револю­ционной победе угнетенных над господствующим классом.
Любопытно с точки зрения классового антогонизма от­ношение «бедового» и «лукавого» кавдасара Сырдона к своим алдарам-сородичам.
Он всегда старался навлечь на нартов какое-нибудь несчастье. «Сырдон фыдбылыз кад на уыд нартан?» («Ког­да не был Сырдон злодеем, вернее, бедовым, для нар­тов?») «Сырдон нартан фыдбылыз уыди». Так харак­теризуется в сказаниях Сырдон постоянно, когда речь за­ходит о его выходках. «Он (Сырдон)... любил иногда сде­лать кому-нибудь несчастье»...
Такое враждебное отношение Сырдона к нартам, ес­тественно, происходит из его низкого общественного поло­жения. Он, словно, мстил своим алдарам за то унижение, которое он переносил среди нартов.
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
Просмотров: 1239
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2017