|
![](/.s/t/811/13.jpg) | | ![](/.s/t/811/15.jpg) |
|
Общество Нартов. К какому периоду относится "Общество Нартов"?
Выше уже было сказано, что, по всем данным, страна нартов находилась на
Северном Кавказе. Известно, что большую часть этой территории до
южнорусских степей с древнейших времен и в течение столетий занимали
аланы-осетины. Общественный быт алан-осетин находит свое изображение в
нартовских сказаниях осетин. Но ввиду эволюции общественных форм у
алан в течение их долгой истории, возникает вопрос, какой именно период
истории алан отражается в нартовском эпосе. Для разрешения этого
вопроса существенным является сопоставление быта нартов с описанием
быта алан, которое нам дает историк IV в. Аммиан Марцеллин. По его
словам, аланы — народ кочевой. Они гонят перед собою стада крупного и
мелкого скота и таким образом пасут его; преимущественно они заботятся
о лошадях. У них нет постоянных жилищ, живут в своих повозках.
Земледелием они не занимаются, питаются мясом и больше молоком... На
охоте и за грабежом они доходят до Меотийского болота и Киммерийского
Босфора, также до Армении и Мидии. Опасность и война доставляют им
удовольствие. Вследствие разнообразных упражнений, они все хорошие
воины. Над стариками или умирающими от случайных болезней они жестоко
издеваются, как над уродами и трусами. С убитых врагов они сдирают кожу
головы и вешают в виде украшения на груди своих боевых коней. Что
такое рабство, им неизвестно. Сравнивая общественный быт алан IV в.
и нартов, мы сразу видим, что общество нартов в культурном и
социальном отношении является значительно более развитым и относится
к более поздней эпохе. Аланы в IV в. — народ кочевой, не имеют жилищ,
земледелием не занимаются, рабство им неизвестно. Нарты — народ
оседлый, имеют не только жилища, но умеют строить многоэтажные
крепости-галуаны, земледелие им известно, и общественный быт их
характеризуется глубоким классовым делением и наличием рабства. Но
в то же время нарты сохранили многие черты быта древних алан в
описании Ам. Марцеллина, а именно: господствующее значение в их
хозяйстве скотоводства, преимущественно, коневодства, занятие охотой и
грабежом, воинственность и боевая жизнь, физические упражнения (боевые
игры -состязания нартов), презрение к старикам (см. выше отношение к
Урызмагу), обычай скальпирования (скальпы Созырико). В результате
приведенного сравнения общественного быта алан и нартов само собой
напрашивается вывод, что в нартовском эпосе отражается общественный
строй средневековой Алании (Осетии), т. е. эпохи после великого
переселения народов, когда аланы приобрели оседлость и в общественна:
быту они уже вступили в период феодального строя, в то же время
удержав черты патриархально-родового быта. Что средневековое
осетинское общество носило феодальный характер, это можно считать
более или менее известным, хотя мы почти не располагаем никакими
письменными источниками, которые знакомили бы нас с этим едва ли не
самым интересным периодом истории алан-осетин. Нартовский эпос, таким
образом, является почти единственным источником до известной степени
рисующим нам картину средневекового осетинского общества. Но здесь
может возникнуть сомнение: если черты родового быта в нартовских
сказаниях несомненно имеют самобытное происхождение, то недопустимо ли
предположение, что элементы феодализма в сказания проникли со стороны
Кабарды? Однако это предположение опровергается фактом
существования южноосетинских нартовских сказаний, в основных чертах
совпадающих с североосетинскими, но которые в то же время должны быть
признаны свободными от кабардинского влияния. Из этого следует сделать важный вывод, что осетинский феодализм самобытен и наибольшего развития он получил в средние века. После
эпохи татарского нашествия и давления адыгейского племени кабардинцев,
когда осетины замкнулись в горах (XIV), осетинский феодализм в
некоторых местах (в Алагпрском ущелье) пришел к распаду, а в других
ущельях (Дигорском, Куртатинском, Тагаурском), не без влияния Кабарды,
опять возродился, хотя, быть может, и не в таких законченных формах,
какие имел в средние века. Каким веком следует отметить начало
феодального периода алан, — на этот вопрос едва ли возможно дать
точный ответ. Во всяком случае его можно охватить временем от VI— до
XIV вв. Здесь опять возникает вопрос: если нартовский эпос
изображает эпоху от VI до XIV в., то почему в нем не находит никакого
отражения существование средневековой Аланской монархии (хотя бы и
феодальной)? На этот, вполне уместный вопрос следует, однако, сказать,
что государственные формы никогда не были прочным достоянием
общественного быта алан-осетин. Вот почему средневековое «великое»
осетинское царство имело такое кратковременное существование (X—XI вв.)
и потом оно опять распалось на отдельные феодальные части. Вполне
естественно, что нартовский эпос не сохранил даже упоминания о столь
быстро прекратившем свое существование государстве (если оно было
таковым в настоящем смысле слова). Зато исконная черта
общественного быта алан-осетин - родовая и племенная, а потом
феодальная — раздробленность в нартовском эпосе выражается с
достаточной выпуклостью. Черта эта восходит еще к сарматам (заметим,
что аланы были сарматское племя), которые, по свидетельству Тацита, не
были объединены под единой властью, а возглавлялись отдельными
самостоятельными князьями (скептухи). То же самое мы наблюдаем у алан,
вовлеченных нашествием гуннов в поток великого переселения народов: в
этом движении они фигурируют отдельными племенами под властью отдельных
предводителей, каждое из которых имеет собственную судьбу. О
феодальной раздробленности алан (овсов) свидетельствуют и грузинские
источники. Наконец о том же сообщает путешественник XIII в.
венгерский монах Юлиан: «Они раздроблены на множество независимых
колен, имеющих своих князей, которые находятся в непрерывной взаимной
вражде». Эта картина феодальной раздробленности и борьбы в достаточной мере находит свое отражение в нартовском эпосе.
|
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
|
Просмотров: 1592
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
![](/.s/t/811/19.jpg) | | ![](/.s/t/811/21.jpg) |
|
![](/.s/t/811/7.jpg) |
| Статистика
![](/.s/t/811/10.gif) | |
![](/stat/1739174533)
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
![](/.s/t/811/12.jpg) |
|