IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [10]
Сказания о Нартах [32]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Нартский эпос » Статьи

Общество Нартов. К какому периоду относится "Общество Нартов"?
Выше уже было сказано, что, по всем данным, страна нартов находилась на Северном Кавказе. Известно, что большую часть этой территории до южнорусских степей с древнейших времен и в течение столетий занимали аланы-осетины. Общественный быт алан-осетин находит свое изоб­ражение в нартовских сказаниях осетин. Но ввиду эво­люции общественных форм у алан в течение их долгой истории, возникает вопрос, какой именно период истории алан отражается в нартовском эпосе.
Для разрешения этого вопроса существенным является сопоставление быта нартов с описанием быта алан, кото­рое нам дает историк IV в. Аммиан Марцеллин. По его словам, аланы — народ кочевой. Они гонят перед собою стада крупного и мелкого скота и таким образом пасут его; преимущественно они заботятся о лошадях. У них нет постоянных жилищ, живут в своих повозках. Земледелием они не занимаются, питаются мясом и больше молоком... На охоте и за грабежом они доходят до Меотийского бо­лота и Киммерийского Босфора, также до Армении и Ми­дии. Опасность и война доставляют им удовольствие. Вслед­ствие разнообразных упражнений, они все хорошие воины. Над стариками или умирающими от случайных болезней они жестоко издеваются, как над уродами и трусами. С убитых врагов они сдирают кожу головы и вешают в ви­де украшения на груди своих боевых коней. Что такое рабство, им неизвестно.
Сравнивая общественный быт алан IV в. и нартов, мы сразу видим, что общество нартов в культурном и социаль­ном отношении является значительно более развитым и от­носится к более поздней эпохе. Аланы в IV в. — народ ко­чевой, не имеют жилищ, земледелием не занимаются, раб­ство им неизвестно.
Нарты — народ оседлый, имеют не только жилища, но умеют строить многоэтажные крепости-галуаны, земле­делие им известно, и общественный быт их характеризу­ется глубоким классовым делением и наличием рабства.
Но в то же время нарты сохранили многие черты бы­та древних алан в описании Ам. Марцеллина, а именно: господствующее значение в их хозяйстве скотоводства, пре­имущественно, коневодства, занятие охотой и грабежом, воинственность и боевая жизнь, физические упражнения (боевые игры -состязания нартов), презрение к старикам (см. выше отношение к Урызмагу), обычай скальпирова­ния (скальпы Созырико).
В результате приведенного сравнения общественного быта алан и нартов само собой напрашивается вывод, что в нартовском эпосе отражается общественный строй сред­невековой Алании (Осетии), т. е. эпохи после великого переселения народов, когда аланы приобрели оседлость и в общественна: быту они уже вступили в период фео­дального строя, в то же время удержав черты патриар­хально-родового быта.
Что средневековое осетинское общество носило феодаль­ный характер, это можно считать более или менее извест­ным, хотя мы почти не располагаем никакими письменны­ми источниками, которые знакомили бы нас с этим едва ли не самым интересным периодом истории алан-осетин. Нартовский эпос, таким образом, является почти единст­венным источником до известной степени рисующим нам картину средневекового осетинского общества.
Но здесь может возникнуть сомнение: если черты ро­дового быта в нартовских сказаниях несомненно имеют самобытное происхождение, то недопустимо ли предполо­жение, что элементы феодализма в сказания проникли со стороны Кабарды?
Однако это предположение опровергается фактом су­ществования южноосетинских нартовских сказаний, в ос­новных чертах совпадающих с североосетинскими, но ко­торые в то же время должны быть признаны свободными от кабардинского влияния.
Из этого следует сделать важный вывод, что осетин­ский феодализм самобытен и наибольшего развития он по­лучил в средние века.
После эпохи татарского нашествия и давления ады­гейского племени кабардинцев, когда осетины замкнулись в горах (XIV), осетинский феодализм в некоторых местах (в Алагпрском ущелье) пришел к распаду, а в других ущельях (Дигорском, Куртатинском, Тагаурском), не без влияния Кабарды, опять возродился, хотя, быть может, и не в таких законченных формах, какие имел в средние века.
Каким веком следует отметить начало феодального пе­риода алан, — на этот вопрос едва ли возможно дать точ­ный ответ. Во всяком случае его можно охватить време­нем от VI— до XIV вв.
Здесь опять возникает вопрос: если нартовский эпос изображает эпоху от VI до XIV в., то почему в нем не на­ходит никакого отражения существование средневековой Аланской монархии (хотя бы и феодальной)? На этот, вполне уместный вопрос следует, однако, сказать, что го­сударственные формы никогда не были прочным достоя­нием общественного быта алан-осетин. Вот почему средне­вековое «великое» осетинское царство имело такое кратковременное существование (X—XI вв.) и потом оно опять распалось на отдельные феодальные части.
Вполне естественно, что нартовский эпос не сохранил даже упоминания о столь быстро прекратившем свое су­ществование государстве (если оно было таковым в нас­тоящем смысле слова).
Зато исконная черта общественного быта алан-осетин - родовая и племенная, а потом феодальная — раздроблен­ность в нартовском эпосе выражается с достаточной вы­пуклостью. Черта эта восходит еще к сарматам (заметим, что аланы были сарматское племя), которые, по свидетель­ству Тацита, не были объединены под единой властью, а возглавлялись отдельными самостоятельными князьями (скептухи). То же самое мы наблюдаем у алан, вовле­ченных нашествием гуннов в поток великого переселения народов: в этом движении они фигурируют отдельными племенами под властью отдельных предводителей, каж­дое из которых имеет собственную судьбу. О феодальной раздробленности алан (овсов) свидетельствуют и грузин­ские источники.
Наконец о том же сообщает путешественник XIII в. венгерский монах Юлиан: «Они раздроблены на множест­во независимых колен, имеющих своих князей, которые находятся в непрерывной взаимной вражде».
Эта картина феодальной раздробленности и борьбы в достаточной мере находит свое отражение в нартовском эпосе.
Категория: Статьи | Добавил: ALANIUS (27.03.2008)
Просмотров: 1250
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2017