1 - По старинным осетинским обычаям муж после женитьбы долженбыл брать жену домой. Оставаться жить в доме жены считалось длямужчины большим позором. Такому человеку давалась кличка«мидагмой» – «домашний муж». К нему относились в обществе спрезрением.2 - В старину башня являлась необходимой принадлежностью каждойсостоятельной осетинской семьи. Строительство башен возникло еще внезапамятные времена и продолжалось до конца XVIII века.Сооружались жилые, боевые и сторожевые башни, имевшие обычно оттрех до семи ярусов. Башни складывались из крупных необтесанныхкамней, скрепляемых известковым раствором. Первый этаж родовойбашни служил помещением для скота и домашнего имущества, следующиеярусы использовались для жилья, а самый верхний – для наблюдения.Башни строились наиболее состоятельными горцами. В сказаниях оничасто составляют собственность великанов и алдаров-скотоводов,иногда – знаменитых нартских красавиц.3 - Еще в XIX веке у осетин бытовал обычай, по которому женаумершего выходила замуж за неженатого члена семьи, чаще всего забрата мужа. Эго было вызвано главным образом огромным выкупом заневесту, который существовал у осетин вплоть до Октябрьскойреволюции. Оставляя у себя жену умершего, семья сохранялаработницу в доме и избавлялась от уплаты ирада (калыма) заневесту.4 - В старину почти в каждом осетинском селении был глашатай(фидиуаг), который в случае необходимости становился на самоевысокое место – обычно на крышу семиярусной башни – и громкокричал, созывая односельчан на нихас, на пир или поминки.Избирался глашатай на нихасе.5 - Согласно старинным осетинским обычаям в честь какого-нибудьбожества пекли три лепешки с начинкой из сыра, меда или картофеля.В сказаниях часто нартские героини – Шатана, Кармагон и другие –совершают этот обряд в тех случаях, когда они, чтобы помочь какому-нибудь богатырю, хотят резко изменить погоду.6 - По древним осетинским обычаям, если почетные старики немогли присутствовать на общественных пирах, им выделяли их долюстаршего – мясо лепешки, напитки. В данном случае слова Шатаныпоказывают, каким огромным авторитетом пользовалась она срединартов.7 - По древним религиозным представлениям осетин душа человекапосле его смерти переходит в потусторонний мир, где она продолжаетжить. Там она нуждается во всем, что человек имел на земле.Поэтому родственники умершего несколько раз в году устраивалипоминки. Осетинам-христианам полагалось устраивать в годдвенадцать поминок, магометанам – десять. Расходы, связанные споминками, были так велики, что нередко приводили семью умершегопочти к полному обнищанию. Если обряд не выполнялся, родственникиумершего подвергались упрекам со стороны односельчан, которыеговорили, что покойник голодает на том свете. Обычай поминаниянашел яркое отражение во многих сказаниях и, в частности, в такихсловах сына Урызмага: «Отец мой Урызмаг совсем забыл обо мне. Неустраивает он по мне поминок, и бесприютен я здесь, средимертвецов».8 - Эти слова нартов в какой-то степени отражают работорговлю,которая существовала на Северном Кавказе в далеком прошлом.9 - Гостеприимство – один из традиционных обычаев осетин. Споявлением в доме гостя хозяин прекращает свои занятия и стараетсякак можно лучше принять его. Гостя вводили в гостевую, имевшуюсяпочти в каждом осетинском доме и отличавшуюся особым убранством ичистотой. В честь гостя, если было возможно, резали барана,подавали к столу лучшие национальные блюда и напитки. За столомгостю прислуживала молодежь. Если дом не был готов к приему гостяи задерживалось приготовление угощения, то старший говорил: «Гостьвсегда готов, хозяин – не готов».Считалось неприличным оставаться в гостях без особой нужды болеетрех дней. Отказ в гостеприимстве осуждался обществом и почти неимел места в быту у осетин.10 - В прошлом по осетинским обычаям смерть мужчины далеко отдома, в борьбе с врагом, считалась славной смертью. О погибшемскладывали песни, в которых воспевали его подвиги.11 - Как видно из сказаний, кличка первой собаки у нартов былаСилам. Легенда о происхождении собаки Силам, как и первого конянартов Арфана – коня Урызмага, была связана с тотемистическиммировоззрением предков осетин.12 - Здесь имеется в виду опорный столб, который ставился вцентре хадзара (см. словарь). На нем вешали оружие, одежду, к немупривязывали жертвенного барана, в глубокой древности, вероятно,– ипленных воинов.13 - В этом сказании нарушено классическое былинное правило –правило триединства. Сослан просит Уархага показать ему могучегосына, невестку и «подобного буре» коня. Из дальнейшего текставидно, что в полном варианте сказания Сослан видит все три«доказательства». Однако в данном, единственно известном нам покаварианте, третье «доказательство» – конь – отсутствует, и Сослансразу отдает подарки Уархагу, как выдержавшему испытание.Очевидно, в какие-то давние времена из сказания выпал кусоктекста, и оно дошло до наших дней в слегка измененном виде. Такаяже картина в сказании «Сын Бедзенага, маленький Арахдзау», гдевещая старуха, высмеяв коня, меч и рог Арахдзау, советует емудостать из этих трех предметов только два. В сказании «СмертьАрахдзау» Сырдон советует Арахдзау попросить у Сослана панцирьЦерека, но не раскрывает волшебных свойств панциря, хотя до этогоон подробно описывает все оружие.14 - Слово «чинты», обозначающее какой-то народ, который, каквидно из сказания, был еще более могущественным, чем нарты,относится к тем словам и терминам, происхождение и смысл которыхраскрыть пока не удалось.15 - Чеха – имя одного из донбеттыров (см. словарь). Термин«гоп» не поддается расшифровке.16 - Обычай выкупа за невесту существовал у всех кавказскихнародов. Однако, пожалуй, нигде он не принял таких колоссальныхразмеров, как в Осетий. В XIX веке уплата выкупа производиласьздесь крупным и мелким рогатым скотом, исчислявшимся часто сотнямиголов, ценными предметами, среди которых считались обязательнымидорогое оружие и большой медный котел для варки пива. ПередОктябрьской революцией выкуп стали уплачивать преимущественноденьгами. Размер выкупа колебался от 300 до 1000 рублей. Многиеосетины, чтобы собрать нужную сумму денег на калым, годамиработали у помещиков и кулаков, выезжали на заработки в разныерайоны России, а также в Америку, Канаду, Китай и т. д. Выкуп вОсетии приводил к развитию такого варварского обычая, какпохищение девушек, сопровождавшегося убийствами, которые влекли засобой кровную месть между семьями, длившуюся нередко годами. Внастоящее время калым, как и многие другие пережитки родового бытаосетин, ушел в область предания.17 – Здесь отголоски двух древних осетинских обычаев. По одномуобычаю, устраивали пир в честь мальчика-первенца, по другому –отдавали его на воспитание в чужую семью. Последний обычайсовершали тогда, когда мальчику-воспитаннику (амцегу) исполнялосьнесколько лет. До совершеннолетия он находился у своеговоспитателя, потом тот возвращал его в родной дом, получая за этоот родителей богатые подарки. С этого времени воспитатель иродители мальчика становились родственниками и помогали друг другуво всех трудных случаях.18 - В старину центральное место в осетинском хадзаре (см.словарь) занимал очаг с висящей над ним надочажной цепью, накоторую подвешивался котел для приготовления пищи. Надочажная цепьявлялась святыней в доме осетина, и осквернение ее считалосьжесточайшим оскорблением для всей семьи. Дом, где не было ещенадочажной цепи, считался, как об этом говорится в сказании,пустым и необжитым. Цепь подвешивали в торжественной обстановкеперед вселением в дом. С очагом и надочажной цепью у осетин былосвязано много религиозных обрядов и обычаев.19 - По старинным осетинским обычаям в прошлом младший брат неженился раньше старшего. Этот же порядок строго соблюдался и вотношении сестер. В этом же сказании упоминается ораспространенном горском этикете, по которому в пути младшийвсегда идет с левой стороны старшего.20 - По сохранившемуся до сих пор осетинскому обычаю при встречес охотником, убившим зверя, встретившийся получал из добычиопределенную долю. В свою очередь путник, увидев убитого зверя,бросает на тушу ветки, желая охотнику новых удач.21 - Осетинский нартский эпос формировался в течение многихвеков. Он создавался в тот период, когда древнеираноязычные предкиосетин (скифы, сарматы, аланы) проживали еще вдали от ЦентральногоКавказа, около Черного и Азовского морей, таких рек, как Дон,Волга, Днепр, сохранивших свои древние названия в эпосе. Неслучайно поэтому в сказаниях о нартах часто упоминаются моря иназвания больших рек. Они же сохранили нам некоторые чертыскифского быта. Альчик – распространенная в прошлом играосетинских детей. Соответствует русской игре в бабки.22 - В прошлом у осетин было много патриархальных обычаев,которые ставили женщину-осетинку в особое, неравноправное, иногдаунизительное положение. Женщина, например, всю жизнь неразговаривала со старшими родственниками мужа, некоторое время –со старыми женщинами семьи. В присутствии мужчины, если ей нужнобыло позвать кого-нибудь из женщин или молодых людей, онапользовалась жестами, мимикой или обращалась к ним со словами «кыс-кыс», что в переводе означает «слышишь».23 - Многие события, описываемые в сказаниях, пока остаются нерасшифрованными, в том числе и Сухское (или Суховское) побоище. Помнению некоторых исследователей нартского эпоса, в слове «сух»скрывается забытый этнический термин и в целом выражение «сухскоепобоище», вероятно, означает истребление некоего народа-суха.24 - Донбеттыр – владыка водного царства. Из многих сказанийвидно, что нарты жили недалеко от морских просторов, по земленартов протекали большие реки. Эпос тесно связываетмногочисленными нитями нартов с водной стихией, с существами,обитающими в воде. В доме Донбеттыра воспитывались знаменитыенартские герои, отсюда приводит жену Хамыц, отец Батрадза, сдонбеттырами связано происхождение Шатаны и хитрого Сырдона.Шатана, обращаясь к Батрадау, говорит: «...спеши скорее к берегуморя, где живут родственники наши, донбеттыры. Когда подойдешь кберегу, крикни: «Маленький Чех (имя одного из донбеттыров.– Б.К.), помощь твоя стала мне нужна, я не чужой, я вам родной. Укажимне скорее, где живет Тыхыфырт Мукара...»25 - В этом ответе Сослана звучит обида за горцев, презираемыхАколой. Смысл его слов приблизительно такой: «Ты сама не стоишьтех горцев, о которых говоришь свысока».26 - Так сказал знаменитый нартский герой Хамыц своему коню. Ещедо недавнего времени в осетинских похоронных обрядах важное местозанимал ритуал посвящения коня покойнику, уходящий своими корнямив скифскую эпоху. Скифы, как сарматы и аланы, хоронили спокойником его лошадь, осетины заменили это отрезанием у животногокончика уха и клали его также в могилу умершего. Церемонияпосвящения происходила весьма торжественно. Коня наряжали, на негонавешивали доспехи покойника. Затем старик посвятитель, обведяконя вокруг носилок три раза, произносил длинную и красивуюнапутственную речь. После этого совершали отрезание кончика уха.Считали, что посвященный конь несет несчастье дому. Поэтому его,через год после смерти хозяина, продавали первому попавшемусяпокупателю. Смысл слов Хамыца здесь таков: «Чтоб ты сгинул, чтобты пропал».27 - Давным-давно у осетин, как и у других кавказских народов,существовал обычай – в честь умершего устраивать скачки. Участникискачек обычно получали как призы некоторые ценные вещи покойного,а также подарки, выделенные семьей умершего. В данном случаеимеются в виду совсем давние времена, когда в качестве призов,вероятно, разыгрывались и пленные.28 - В старой Осетии широко бытовал обычай двоеженства, особенносреди осетинских феодалов.29 - Побратимство у осетин называется артхорд (от словаклятва). Этимологически восходит к древнеиранскому, сам обряд,широко бытовавший у осетин в прошлом, судя по описанию Геродота иархеологическим памятникам, весьма близкий со скифским обрядомпобратимства. У осетин ритуал побратимства таков: братающиесянаполняли бокал аракой или пивом и бросали туда серебряную монету,и каждый трижды пил из бокала, клянясь в верности. Строгий порядок сохранялся у осетин и при семейных разделах, вкоторых непременно участвовали близкие родственники семьи. Здесьречь идет о тех больших патриархальных семьях, которые имели уосетин еще в XIX веке широкое распространение. Такая семьяобъединяла несколько поколений, численность ее часто достигала 60–100 чел. Ее возглавлял старший по возрасту (отец или брат), правакоторого строго ограничивались семейным советом.Семья распадалась обычно после смерти ее главы. Большую роль вней играла и афсин – старшая женщина, хозяйка кладовой, гдехранились продукты семьи. Ее часто сравнивали по доброте ищедрости со знаменитой нартской героиней Шатаной. «Она нашаШатана» – говорили о ней.30 - Как явствует из многих сказаний, виднейшие нартскиебогатыри являются военными предводителями, основным занятиемкоторых была организация военных походов. Главной целью этихпоходов ставился угон табунов и скота у соседних феодалов. Смыслслов нарта Одинокого таков: «Разве нарт откажется когда-нибудь отбоевых походов!» _____________________________________________________