НАРТ БЗАР И ЕГО СЫН Лучшие из нартов по воле Бога погибли, уцелели только последыши их, никчемные и слабенькие. На окраине нартского селения проживала в то время вдова с грудным ребенком. Это был мальчик, назвали его Бзар. Когда Бзар вырос, воздвиг он семиярусную башню и сказал нартским последышам: – Не позволим себя опозорить в глазах людей. Будем держаться заветов наших старших, и тогда никакой насильник не будет нам страшен. И стали нарты во всем слушать Бзара и поступать так, как он их учил. Был в то время у нартов враг и ненавистник – племянник Бога Елой Елынаты. Однажды, когда Бзар уехал в поход, Елой Елынаты, направляясь в нартское селение, приметил у обочины дороги три одинаковых молодых деревца и сказал себе: – Одно из них я срежу себе на палку. А это были три деревца человеческой доли. Одно из них – деревце решимости – приносило удачу, а другое, наоборот, – неудачу. А последнее деревце создавало путаницу. Схватился Елой за это деревце, но тут с небес крикнул ему ангел: – Не трогай его, Елой, это деревце приносит путаницу! Взялся Елой за второе деревце, и опять кричит ему с неба ангел: – Это тоже не трогай, Елой, это деревце неудачи! Схватился Елой за первое деревце, и сказал ему с небес ангел: – Вот-вот, Елой, срезай это деревце, и никто никогда не одолеет тебя! Елой срезал деревце, сделал из него палку, и с тех пор никто не lnc одолеть его. Да, таким свойством обладала эта палка. У кого она была в руках, тому сопутствовала удача. Владея этой палкой, чего только не добивался Елой! Далеко прошла молва о палке Елоя. Нарты не раз пытались завладеть ею, но это им не удавалось. Вернулся Бзар из похода, рассказали ему о палке Елоя. – Я пошлю к Елынаты Елою, пусть по-хорошему отдаст свою палку, иначе должны мы снять с него голову и водрузить ее на острие нашей башни. Тут сказала Бзару его мать: – Эта палка так просто тебе не достанется. Поступи лучше так: посватайся к Елынаты. У них гостит сейчас девушка – диво красоты! Это племянница Елоя – Чендзена. Если она тебе достанется, то и палку ты получишь, иначе погубит тебя Елой. Сел Бзар на своего резво пляшущего коня и поехал в дом к Елою Елынаты. Добравшись до моста, позвал он со двора: – Елой, выгляни-ка сюда! Но Елой послал вместо себя свою племянницу. И так она была хороша, что Бзар не мог устоять, тут же схватил ее за руку и похитил ее. Так как девушка не вернулась домой и не сообщила о том, кто вызывал Елоя, он сам вышел во двор. Видит: нет девушки, ищет повсюду, но где мог он ее найти? В разные стороны разослал погоню – все безуспешно. Бзар поселил Чендзену у братьев своей матери, а сам вернулся домой. Из людей Елоя, посланных в погоню, некоторые побывали в нартском селении, но, не найдя девушки, вернулись и сообщили ему: _ Нарты все дома. А о Чендзене никто не слышал, о похищении ее они от нас узнали. – Снова отправляйтесь на поиски, ищите ее всюду и никому ничего не рассказывайте! А кто ее найдет, пусть тому она и достанется. Разъехались люди Елоя в разные стороны, искали, как могли, но ничего не нашли и, опустив головы, возвращались обратно. А у Бзара к концу года родился сын. Мальчик подрос, воспитывался он у бабушки, матери отца. Спустя год Бзар послал к Елою гонца. – Отдай мне свою палку, Елой, иначе тебе не жить! Сниму твою голову с плеч, будет она красоваться на острие моей башни. С чего было Елою отдать свою палку Бзару? Даже внимания он не обратил на его угрозу. Тогда Бзар собрал войско из нартской молодежи, и, вооружившись, двинулись они на Елоя, чтобы отнять у него его палку. Елой в эту ночь увидел сон, будто ему крикнул кто- то: – Насильник идет на тебя, Елой. Готовься! С утра Елой, как мог, подготовился к встрече с врагами и помолился своей палке: – Пусть тот ангел или дух, что указал мне тебя, поможет мне! Идет против меня насильник, и нужна мне твоя помощь. Потом Елой сел на коня и, собрав войска, отправился на границу своей страны. Шли они, пели боевые песни и вдруг видят – на краю степи показалось нартское войско. Посредине степи встретились войска Елоя и Бзара. Встали они на виду друг у друга, и Бзар передал Елою через гонца: – Отдай мне свою палку, Елой, тебе лучше будет. Елой с этим же гонцом послал свой ответ: – Пока я жив, ты ее не получишь! Если по добру не оставишь меня в покое, давай встретимся и поговорим. Бзар и Елой съехались, и Елой сказал Бзару: – Давай не будем губить своих людей, а сразимся один на один. Если поборешь меня, снимешь мою голову и палка будет твоей. Если же я поборю тебя, тогда я сниму твою голову. Согласился Бзар, сразились они, и по воле небесного Бога Елой положил Бзара на обе лопатки. И тогда Бзар сказал своим воинам последнее слово: – Передайте моей матери, пусть возьмет к себе моего сына! После этого Елой отсек Бзару голову, положил ее в суму и повесил в своем склепе. Войска Бзара, как условлено было перед поединком, взяли труп Бзара и, оплакав его, ушли в нартское селение. А войска Елоя подняли белое знамя победы и с песнями вернулись к себе на родину. Нарты принесли мертвое тело Бзара к его матери. Снова оплакали его и сказали: – Если голову Бзара оставили мы в руках его врага, тогда мы сами должны считать себя мертвецами. Не может быть большего позора для нас. Похоронить его изуродованным нельзя. Пойдем к Елою, может, он отдаст нам его голову. Никак иначе не могли поступить нарты! Собрали они напитки и кушанья, а также выбрали скотину для заклания и поехали на арбах к Елою. Вели они для Елоя коня с седлом и уздечкой, несли меч белой стали и лук со стрелой. А в это время Елой со своими слугами возил из леса дрова на ослах. Елой не узнал нартов, и нарты не признали его. Елой спросил у них: – Похоже, что вы кого-то просить едете? Нарты ответили: – К Елою Елынаты мы едем. В его руках голова Бзара, и мы надеемся, что он осчастливит нас и вернет нам ее. Покойника без головы не можем мы похоронить. Елой ничем не выдал себя и только сказал: – Возможно, что отдаст он вам голову. Поезжайте к нему. Приехали нарты в дом Елоя. А Елой по другой дороге поторопился их опередить и, добравшись домой, переоделся, надел свои доспехи и вышел к ним навстречу, думая про себя: «Погодите, нарты! Я из вас сделаю данников и буду еще вас продавать на невольничьем рынке!» Поздоровались нарты с Елоем, и он тоже приветствовал их. Елой велел собраться всем его людям, и они собрались, – как же иначе. Нарты принесли ему свои дары, и он принял их. На следующий день были устроены поминки. Елой подошел к склепу, открыл дверь склепа и, плача, вынес в шелковой суме голову Бзара. Все собравшиеся еще раз оплакали Бзара, Елой отдал нартам голову Бзара и даже одарил их и проводил с почетом. Нарты вернулись домой. Голову Бзара приложили к его туловищу и положили в склеп. На другой день после похорон мать Бзара одела все черное и пошла в родительский дом своего мужа. Взяла она сына qbnecn сына и лелеяла его, пока он не вырос. После смерти Бзара Елой Елынаты решил поработить нартов. Пришел он к ним с войском и наложил на них тяжелое бремя. На стариках он землю пахал, на старухах боронил, юноши у него навоз возили, молодые девушки ему белье стирали и ноги мыли. Исстрадались за это время нарты, но что станешь делать? Терпели! А сын Бзара подрастал. Он уже мог стрелять из лука. Играл он с мальчиками, которые происходили из рода матери его отца, и во всем брал над ними верх. А каждый вечер радостно возвращался домой к матери своей Чендаене. Однажды вздумалось ему пойти на охоту. Мать и бабушка не пускали его, но никак не могли отговорить, и он отправился с семью товарищами. Дошли они до кургана, который служил приметой путникам, и встретили там двух нартских юношей. Спросил у них сын Бзара: – Кто вы и откуда? – Мы-то из нартов, – ответили юноши. – А вы кто? – Давно мечтаю я встретить нартов, – ответил сын, Бзара. – Я тоже их крови. Юноши переглянулись удивленно, и понял сын Бзараза что они своим его не признают. Тогда он сказал: – Что вы удивляетесь? Моего отца звали Бзар, умер он своей смертью, а я его сын! И юноши ответили ему: – Если твоего отца действительно звали Бзар, тогда умер он не своей смертью, а убил его Елой Елынаты. Когда вернешься домой, спроси свою мать и бабушку, и они тебе обо всем расскажут. Промолчал сын Бзара, но, вернувшись домой, пошел он к братьям своей бабушки, где жила его мать Чендзена, отозвал он ее в сторону и спросил: – Я теперь знаю, что отец мой не своей смертью умер. Но если ты не скажешь мне правду, кто его убийца, то вырву я твои груди, которыми ты меня вскормила! Чендзена ответила сыну: – Убил его Елой Елынаты. Он мой дядя, и не пожалел меня, и сделал вдовой. – Тогда я пойду и отомщу за кровь моего отца! – сказал юноша. – О, не справишься ты с ним! Он приходится Богу племянником, и небесный ангел дал ему счастливую палку решимости. Потому никакой насильник не может взять над ним верх. Была бы у тебя эта палка, ты бы его осилил, а иначе он погубит тебя. Сын Бзара пошел тогда к своей бабушке и спросил у нее: – У Елоя Елынаты есть счастливая палка решимости. Скажи, как я могу получить ее? – О, да буду я жертвой за тебя! Откажись от этой мысли. Елой Елынаты – старый враг нартов, и палкой решимости он обладает по воле Бога. Поработил он нартов, на стариках пашет, на старухах боронит, молодые нарты у него навоз возят, молодые девушки его белье стирают и моют ему ноги. Горю и страданиям подвергает он нартов. Сам же он приходится Богу племянником, и нет на него простой смерти. Но конец его может прийти только из ямы, что в середине нартской Площади игр. В той яме спрятано небесное железо, и если ты попросил бы Курдалагона выковать из него меч, то этим мечом ты мог бы разнести, как тыкву, голову Елоя Елынаты и этим спасти всех нартов. Пошел сын Бзара, прихватив с собой несколько товарищей, на Площадь игр, там разрыл старую яму и достал из нее небесное железо. Отнес он это железо Курдалагону и попросил сначала выковать ему шило. Потом вернулся он к товарищам, и стала готовиться нартская молодежь к великой битве с лютым своим врагом. Вечером сын Бзара опять пришел к Курдалагону, и тот вручил ему меч. Юноша попробовал этот меч просверлить своим шилом, выкованным из небесной стали, и шило пронзило меч насквозь. Значит, скован он был из простого железа. – Эй, Курдалагон! Тащи мне такой меч, который был бы меня достоин! Иначе я заброшу тебя за горы! – пригрозил сын Бзара. Вынес ему Курдалагон другой меч. Сын Бзара стал шилом сверлить его, и опять насквозь прошло шило. – Скорее неси мне меч, который был бы меня достоин! Не то, собачий сын, свихну тебе шею! – закричал на него юноша. Что делать было Курдалагону! Вынес он сыну Бзара достойный его меч в ножнах. Бзар выхватил меч из ножен, и меч засвистел, и на лезвии его заиграли звезды. Попробовал на нем свое шило сын Бзара, но шило отказало и даже царапины не оставило на мече. – Молись своей судьбе, Курдалагон, что ты уцелел, – сказал сын Бзара. Ударил мечом по наковальне, и на две равные части раскололась наковальня. Узнав, куда ушел ее сын, Чендзена побледнела и сказала: – Лучше мне самой умереть, чем услышать о смерти моего сына! Достала она нож из небесной стали фатыг, приложила к горлу и убила себя. Узнал сын Бзара о смерти матери, прибыл к ней и быстро похоронил ее в Арадз-склепе. А потом сказал бабушке: – Ты мне теперь должна заменить и мать и отца. Отомщу я сыну Елына за кровь отца и позор нартов, так ты гляди, как я стану с ним бороться. Привел он ее обратно в нартское селение, и тут увидела она, что дома нартов превратились в конюшни и хлевы. Повел сын Бзара свою бабушку на верхний ярус башни, построенной Бзаром, и попросил ее: – Стой здесь на страже! Я соберу нартскую молодежь, а ты обратись лицом туда, откуда будет на нас надвигаться вражеская сила. Взглянув на тебя, я буду знать, где находится враг. Но не вздумай спускаться вниз. Обошел сын Бзара всю нартскую молодежь, собрал ее вместе и спросил молодых нартов: – Чего вы хотите? Позорной ли жизни или за честь сочтете погибнуть в борьбе с насильником? – Лучше смерть, нежели жить дальше такой позорной жизнью! – ответила нартская молодежь. Тогда сын Бзара построил их по-военному и обратился к Елою Елынаты: – Сегодня последний день твоей жизни, Елой! Покажи свою отвагу и не прячься от меня. Елой помолился своей палке: – Мне сегодня понадобится твоя помощь, и тогда пусть в червонное золото превратится тот ангел, который дал мне тебя! Услышали ангелы молитву Елоя и сгрудились над нартами. А Уастырджи издавна был добр к нартам и сказал повелителю туч: – Те тучи, которые ты приготовил на весь этот год, собери сегодня вместе и расстели над нартской землей. Сегодня там будет бой, испытание сил, и пусть самим себе предоставлены будут сражающиеся. И повелитель туч расстелил над нартской землей тяжелые черные тучи. Сквозь их толщу небесные ангелы не могли разглядеть ни людей, ни селения. Как же могли они вмешаться в борьбу Елоя и сына Бзара? Сын Бзара еще раз послал сказать Елою: – Выходи на бой, испытаем наши силы. Жду тебя! Как мог иначе поступить Елой? Он ответил сыну Бзара: – Давай встретимся лицом к лицу. Если ты поборешь меня – сними с меня голову, если я тебя поборю – я сниму с тебя голову. Не будем губить своих людей! Согласился сын Бзара. Вступили они в сражение. Боролись с утра до вечера, а потом изнемогли и разошлись в разные стороны. На второй день еще отчаяннее сражались, но не могли одолеть один другого. И упали один в одну, а Другой в другую сторону и затихли. В полночь Елой с трудом поднялся и потихоньку убежал к себе в крепость. На третье утро встал сын Бзара, увидел, что нет Елоя. Разгневанный, вступил он в бой с войсками Елоя, перебил передних, а кто был позади, тех уносил кровавый поток. Так истребил он их всех до одного. А в это время Елой стал подкрадываться к нему с тыла. Но сын Бзара как раз глянул на башню, и по тому, в какую сторону смотрела бабушка его, он понял, где находится Елой, и погнался за ним. Елой опять хотел спастись в крепости, но едва он переступил ее порог, сын Бзара настиг его и с плеча рубанул мечом, выкованным из небесного железа. Пришелся удар по косяку двери, рассек ее всю сын Бзара, острие меча прошло сквозь спину Елоя, вышло ниже пупка, и надвое рассечен был Елой. Полумертвый упал он на землю. Сын Бзара подошел к нему и сказал: – Ты – нечто, порожденное собачьей утробой! Ты – убийца моего отца и злейший враг нартов! Левой рукой схватил он Елоя за волосы и приставил меч к его горлу. Уронил Елой счастливую палку решимости, отсек сын Бзара голову Елою, насадил ее на длинный шест, а шест воткнул в навоз. Так сын Бзара спас нартский народ от гнета и гибели. КАК ЖЕНИЛСЯ НАРТ ЕЛТАГАН Зашел однажды на нихасе разговор о Зилахур, дочери Тарагана, владетеля Черного моря. Девушка эта обладает силой мужчины, и кто на ней женится, навсегда будет спасен от бедности – так богат ее отец. Из нартской молодсжи не осталось никого, кто не сватался бы к Зилахур. Но ни за кого не пошла Зилахур. В эти дни у Алагата родился мальчик, и нарекли его Елтаган. Один раз мать вынесла его погреться на солнце. Увидев, что молодые нарты ходят по улице с поникшими головами, Елтаган вдруг спросил из своей колыбели: – Нана, почему так угрюмы сегодня молодые нарты? Мать ответила ему: – О, да будет твоя нана принесена за тебя в жертву! У владетеля Черного моря Тарагана есть единственная дочь Зилахур. И равной ей нет по красоте. Со всех концов света съезжаются к ней женихи, но она ни за кого не хочет выходить замуж. Из наших нартов никого не удостоила она этой чести. Вот и обиделись они. – Неужели и за меня она не пойдет? – спросил Елтаган. – В жертву бы меня принесли за тебя! Куда тебе соваться? Ты еще не дорос до нее. Еще неделю полежал Елтаган в колыбели, а потом попросил, чтобы вынесли его на солнце. И только вынесли его колыбель, как он потянулся, а на куски разлетелась колыбель. Встал тут Елтаган и сошел вниз, на нартский нихас. Присел он поодаль и стал слушать разговоры. Один из старших сказал: – Позор нам и смерть, если кто-нибудь раньше, чем наши женихи, возьмет в жены дочь Тарагана! Елтаган тут же вышел вперед и сказал: – О славные нартские старики! Если из нашей молодежи никто не осмелится пойти со мной, так хотя издалека поглядели бы вы на то, как приведу я сюда эту девушку. Нарты удивились, посмеялись, а потом сказали: – Ладно, мы будем наблюдать за тобой с горы Уарпп. Елтаган вернулся в дом отца и спросил его: – Или никогда у тебя коня не было, мой отец? Ведь ты среди нартов известен своей воинской доблестью! Неужели ничего у тебя не найдется из оружия, чтобы было мне чем позабавиться? Ответил ему отец: – Как не найтись, найдется! Но чтобы держать мое оружие в руках, надо мужчиной стать, а ты пока еще малолетний, малосильный. – Если так, то приготовь мне к завтрашнему дню все доспехи: я должен привезти сюда Зилахур, дочь Тарагана, владетеля Черного моря. Удивился, растерялся, взволновался отец Елтагана, но сын так пристал к нему, что к утру он приготовил все, что надобно воину. Наутро Елтаган облачился в доспехи отца и сел на отцова коня. Конь вдруг как взыграет, как подскочит к облакам. А опустившись на землю, он спросил у Елтагана: – Жив ли ты еще? – Еще бы не жив! Или тебе пришлось видеть мертвеца, гарцующего на коне? Конь промолчал, – нечего ему было сказать на это. Поскакал Елтаган к замку Тарагана, а нарты заторопились на гору Уарпп, чтобы посмотреть, что будет. Крикнул Елтаган по-соколиному, взвизгнул по-звериному, и конь одним прыжком очутился у замка Тарагана. Увидел Елтаган самого Тарагана – сидит он на своем пружинном перламутровом кресле, обхаживают его слуги, даже мухе не позволяют сесть на него. Елтаган позвал со двора: – Эй, хозяева, не примете ли гостя? – Гостя Бог посылает. Заходи к нам в дом. Елтаган вошел. Его угостили на славу, а затем Тараган спросил: – Откуда, куда едешь, мой гость? Без дела ты бы к нам не заехал. – Я нарт из рода Алагата, Елтаган мое имя. Приехал свататься к твоей дочери. Что ты на это скажешь? – Мне лестно, что ты считаешь мою дочь достойной себя. Но только до завтра ничего не скажу я тебе. Елтаган остался переночевать в этом доме. На ночь положили его в гостевой и крепко-накрепко заперли дверь снаружи. И тут Тараган сказал своим рабам: – Этот щенок из той породы, которая загрызла моего отца. И хорошо получилось, что он попал мне в руки. Подожгите со всех сторон гостевую, пусть обратится он в серый пепел. В полночь по слову Тарагана подожгли гостевую. Когда на Елтагана сверху упали горящие угли, он проснулся, своими руками раздвинул горящие стены и растоптал их ногами. Затем дунул что было силы, и пламя пожара перекинулось на огромное расстояние, огонь охватил всю землю Тарагана. Елтаган, обнажив меч, весь опаленный, выскочил из огня и один на один стал биться с войсками Тарагана. И вскоре погнал их перед собой. А Тараган с дочерью укрылись в башне. Разгромил Елтаган все войско Тарагана, а затем прыгнул в башню. Приподнял он краеугольные камни башни, и половина ее обрушилась. Что тут делать Тарагану? Выпрыгнул он из окна с обнаженным мечом, и стали они с Елтаганом наносить удары друг другу. Когда сталкивались их мечи, сыпались такие искры, что лес загорелся, горы оползли, удары грома гремели. И нарты, смотревшие на этот поединок с горы Уарпп, изнемогли от огня. Поднял Елтаган Тарагана на ладонь, перебросил через три хребта в Черное море, а потом посадил Зилахур на коня и направился на гору Уарпп. Видит: нарты попрятались кто куда, забились в кустарники, сидят под деревьями. Елтаган их спросил: – Что это вы разбрелись во все стороны, нарты? – Тебе-то что, сын Алагата, ты ведь сражался. А почему ты нас раскидал во все стороны своим дыханием? Улыбнулся Елтаган. Нарты сели на коней и, следуя за ним, вернулись домой. Семь дней и семь ночей, не вставая из-за столов, пировали нарты. Вот какую свадьбу сыграл Елтаган! Поднес он нартам дары один другого краше, и они, счастливые, разошлись по домам. А Елтаган и Зилахур стали жить вместе. НАРТЫ И ЧЕРНОГОЛОВЫЕ УАИГИ Черноголовые уаиги были могучими насильниками. Это, беспощадное и здоровое племя победило всех людей, что жили по соседству с ними. Непобежденными остались одни только нарты – удалой народ. Лучшие из нартов однажды ушли на охоту. Много дней ничего о них не было слышно. Встревожился тут нартский народ: – Нет вестей от наших лучших и сильнейших! Надо идти на поиски! И тогда Агунда, нартская девушка, быстро собрала нартских невест и девушек-подростков и так сказала Шатане: – Нет вестей от наших лучших и сильнейших. Мужчин у нас не осталось таких, чтобы послать на разведку, мы сами пойдем на розыски своих людей. – Ой, не делайте этого! Вы их не найдете, да еще в пути кто- нибудь обидит вас, и опозоритесь навеки! – сказала Шатана. – Об этом не беспокойся, позора мы не допустим. Но если после того, как мы уйдем, нартским селениям будет грозить опасность, пошли за нами гонца. Сказала им Шатана: – Вижу, нельзя вам не ехать. Тогда наряжайтесь по-мужски, иначе длинные девичьи платья будут мешать вам в бою, и вдруг из-за этого вы будете побеждены. – Это верно, – согласилась Агунда. – Мы оденемся по-мужски, чтобы не путаться в наших длинных платьях. И нартское девичье войско вышло на розыски своих людей, а вместо своих платьев девушки надели мужскую одежду. Ехали долго. И однажды вечером добрались до дикого леса. Раньше чем в него вступить, они остановились на отдых. Сказала Агунда своему девичьему войску: – Приготовьте оружие в бою! И нартские девушки приготовились. По-мужски подтянули свои доспехи и с утра вступили в дикий лес. А в нартские земли за это время ворвались черноголовые уаиги, окружили селение, и старший из уаигов по имени Дзанга послал сказать нартам: – Удалые нарты! Ваши предки платили дань нашим предкам. То, что вы нам задолжали, мы вам прощаем, если выплатите дань за три года. Встревожились нарты. – Испокон веков никогда мы не слышали, чтобы нарты платили дань черноголовым уаигам! Ну-ка спросим Шатану – может, она что-нибудь присоветует нам? Пока нарты совещались, черноголовые пустили своих коней по несжатым нивам, а нартское селение превратили в свою конюшню. Дзанга спрашивал у тех из нартов, кто остался в селении: – Почему вы нам дань не платите? – Мы ничего не знаем о дани. Наши самые мудрые и именитые ушли в поход. Дзанга велел своему войску забирать и расхищать все, что они найдут в нартских селениях, – и скот и всякое добро. Черные уаиги объехали башни, где проживали люди трех нартских родов, угоняли их скот и увозили добро. Увели с собой в плен даже табунщиков. Тогда Шатана взяла у горного ветра золотую свирель, которую хранила у себя, и проиграла на ней тревогу. Звуки тревоги долетели до слуха Агунды и ее подруг, когда находились они в глубине Черного ущелья. И сказала Агунда подругам: – Какая-то беда постигла нартов. Это Шатана заиграла тревогу на золотой горного ветра свирели. Повернуло обратно девичье войско, и у выхода из ущелья встретили они черноголовых уаигов. Узнали девушки свои табуны, которые угоняли уаиги, и вступили в бой с насильниками. Долгое время ни одна сторона не могла одолеть другую. Три дня и три ночи проливалась кровь, а потом старший уаиг Дзанга предложил: – Пусть выйдет ваш предводитель, сразится со мной, – кто первый упадет, войско того будет побеждено. – Будь ты проклят на всю жизнь, если ты не сдержишь своего слова! – сказала Агунда и сама выступила вперед. Сначала сразились они на пиках, и у Дзанги пика в двух местах надломилась. Взялись за мечи, меч Агунды выскочил из рук ее. Затем схватились в рукопашную. Нещадно наносили они друг другу удары, и вдруг у Агунды соскочил с головы ее стальной шлем. И увидел Дзанга, что перед ним девушка. Прекратил он борьбу и сказал: – Ну и удалые нарты! Сами не посмели с нами драться, так девушек своих послали. И тут уаиги, закрутив нартским девушкам руки за спину, погнали их в плен. А Шатана, видя, что никто не отзывается на ее призыв, опять заиграла тревогу на золотой горного ветра свирели. И звуки ее долетели до могучих нартских охотников. И сказал тогда Урызмаг: _ Что-то неладно в нашем селении: Шатана заиграла большую тревогу. Нужно бы нам вернуться, но еще не достигли мы цели. Позор нам и горе! – Вернемся скорее домой. Наверное, тяжелое бедствие пало на нашу землю, – сказал Сослан. – Пока вы здесь будете перекоряться, враг превратит ваших девушек в своих любовниц и надругается над вашими женами,–сказал Сырдон. – О, засох бы во рту твой язык, Сырдон, если можешь ты вымолвить такое! – сказал Урызмаг. И нартские удалые мужи повернули домой. Доехали до Черного ущелья и видят: кровавый поток течет по Черному ущелью. Не поймут они, откуда это? Еще быстрее устремились нарты домой. Пришли на земли нартов. Смотрят, поля потоптаны конскими копытами. Вошли в селение. Видят, улицы селения завалены конским навозом. Спросили нарты у Шатаны: – Что это? Что такое? Кто осмелился на нас напасть? – Черноголовые уаиги не сотней и не тремя, а многими тысячами нахлынули на нас. Требовали от нас дани за три года, остальное, говорят, прощаем. Мы ничего им не дали, и тогда они силой взяли наше добро и вместе с табунщиками угнали наш скот. – А где же наши девушки? – спросили нарты. – Вы так долго не возвращались, что пошли наши девушки вас искать, и с тех пор о них не слышно. Наверное, они где-то попали в беду. Разгневались нарты и снарядили большой поход в Страну черноголовых уаигов. Ехали день, ехали два, неделю, две недели. И наконец в широкой степи повстречали табунщика. Нарты спросили его: – Откуда ты и чей скот ты пасешь? – Откуда, я вам не скажу, а пасу я скот Дзанги, старшего из черноголовых уаигов. Дальше поехали нарты. И встретили пастуха, который пас ягнят. Его тоже спросили: – Откуда ты, пастух? И чьи это ягнята? – Откуда, я не скажу, а ягнята эти принадлежат старшему из wepmncnknb{u уаигов – Дзанге. И вот доехали нарты до развилины трех дорог и стали думать: по какой дороге ехать? А пока они судили да рядили, их увидел с вершины Уаза Уастырджи и, приняв образ старика, спустился к ним. Нарты поздоровались, как полагается при встрече со старым человеком. – Будь к нам добр, старик! Ты, верно, многое здесь знаешь. Укажи, по какой дороге нам ехать, чтобы попасть к черноголовым уаигам. – Езжайте по средней дороге. Поблагодарили нарты, и Уастырджи скрылся. И опять они ехали долго. Доехали до развилины трех дорог. Снова забеспокоились нарты. Но тут опять их встретил Уастырджи, только теперь он принял образ старухи. Поздоровались нарты со старухой и спросили: – Будь добра, наша мать, ты многое видела и, наверное, все здесь знаешь. Скажи, по какой дороге нужно нам ехать, чтобы добраться до черноголовых уаигов. – Держитесь левой стороны, – ответила старуха и тут же исчезла. Проехали дальше нарты и опять очутились на развилине трех дорог. Куда ехать? И тут Уастырджи встретил их, приняв обычный свой вид, и спросил их: – Куда вы собрались, удалые нартские люди? – Собраться-то мы собрались к черноголовым уаигам, а вот как попасть к ним, не знаем. – Держитесь правой стороны и попадете прямо к ним. Поблагодарили удалые нарты и, держась правой стороны, приехали в Страну черноголовых. Послали они гонца к старейшему из уаигов – Дзанге. – Кто вы и что вам нужно? – велел спросить Дзанга. – Мы удалые нарты! Пусть тебя всю жизнь дреследует наше проклятие, если ты спрячешься и не выйдешь помериться с нами силами! Услышав, что перед ним нарты, Дзанга поскакал по своему огромному селению, и черноголовые уаиги, вооружившись, тут же выступили против нартов. И завязалась битва. Семь дней и семь ночей сражались они, но осилить друг друга не могли. Потому что уаиг, которого нарты убивали вечером, к утру вновь оживал. И тут опять спустился к нартам Уастырджи и сказал им: – Вы так не осилите черноголовых: с ними их бог! Завтра рано утром спрячьтесь на берегу реки, пока черноголовые еще не успели напиться утренней воды. Когда они будут спускаться к реке, чтобы напиться, вы бейте их и тогда осилите их. Спрятались удалые нарты на берегу реки, что текла по Стране черноголовых уаигов. И когда с утра черноголовые уаиги спешили напиться воды, нарты стреляли в них из луков и множество их истребили. Но те, которые остались живы, во главе с Дзангой опять поднялись на битву. С утра до позднего вечера шло сражение, кровавая лавина катилась перед нартами и топила уаигов. К вечеру нарты стали одолевать и прижали черноголовых к их укреплениям. Теперь уже перебиты были все уаиги. Остался жив только Дзанга. Тогда Уастырджи сказал нартам: – Бейте его в переносицу. Иной смерти ему нет. Нарты пустили стрелы и попали в переносицу Дзанге. Он умер. Освободили нарты своих девушек, сожгли укрепления черноголовых, угнали с собой весь их скот. Потом вернулись они к себе в Страну нартов. Долго пировали и резали скот насильников уаигов.
|