СОСЛАН В СТРАНЕ ГУМ Опять возомнил нарт Сослан, что нет никого на свете сильнее его. И решил отправиться на охоту один. Долго бродил он, долго скитался, но на свою беду не встретил в тот день ни зверя, ни птицы. Вошел он в темный лес. Посреди леса – поляна, а на ней золотой олень пасется. Привязал Сослан своего коня к дереву, а сам подкрался к золотому оленю. Прицелился Сослан и только хотел пустить стрелу, как подошел к золотому оленю какой-то юноша, накинул ему на рога шелковую веревку и повел за собой. Удивило это Сослана. Сел он на своего коня и поехал за неизвестным юношей. А тот дошел до какого-то селения. Нагнал его Сослан и говорит: – Добрый вечер, добрый человек. Не скажешь ли, у кого бы я мог здесь остановиться? Юноша ответил ему на хатиагском языке: – Остановиться можешь у моего отца. Но откуда ты и куда путь держишь? И сказал ему Сослан: – Я нарт, еду издалека. Охотился и попал сюда. – Так отец мой очень любит нартов! Он готов и ночью и днем искать с ними встречи! Отправился Сослан следом за юношей. Подошли они к дому, и юноша крикнул: – Дада, гляди, вот нарт перед тобой! Старик вышел из дома, попросил Сослана слезть с коня, обласкал его, пригласил в дом и спросил по-хатиагски: – Кто ты? Кому из нартов приходишься сыном? – Я из рода Ахсартаггата, зовут меня Сослан. У старика было три сына, он и говорит им: – Гость, который нас посетил,– очень дорогой гость. Подошло время зарезать в честь него животное. Приведите из стада животное. Тут младший сын, тот, который встретил Сослана в лесу сказал: – Я нашел на поляне в лесу козленка, что пропал сегодня. Хватит нам его или нет? Сослан хорошо понимал по-хатиагски и сказал: – Еще лишку останется! И не допустил, чтобы сыновья старика пошли к стаду. Привели того золотого оленя, старик совершил над ним обряд – помолился над ним, поднеся ко лбу оленя лучину,– только после этого разрешил Сослану зарезать оленя. А Сослану очень хотелось, чтобы ему подарили этого оленя живым. Но не осмелился он попросить об этом и зарезал оленя. Ужин был уже готов, накрыли столики-трехножки, но Сослан ни до чего не дотронулся. Тут хозяин спросил: – Что с тобой, нартский человек, почему ты не ешь? – У нас, у нартов, есть обычай: даже с кровниками готовы мы разделить трапезу, но должны знать, с кем садимся за стол. Вы мне оказываете большую честь, прислуживаете мне, но я не знаю, кто вы. Старик ответил ему: – Я гумский человек. У меня три сына. Мы в жизни своей никогда никого не обижали. Со всеми живем в мире и дружбе. Кто понимает наши добрые намерения, тому мы помогаем еще больше и относимся еще лучше, а тем, кто делает нам зло, отвечаем тем же и даже хуже того. Ничего не ответил на эти слова Сослан и принялся за еду. Тут он побратался с хозяевами. Потом Сослану постелили, и он прилег. Шкуру, снятую с золотого оленя, повесили возле него. Стоило только подуть ветру, и сразу волосы на шкуре золотого оленя начинали звенеть на разные голоса, словно бубенчики. Сослан очень удивился, и сон покинул его. «Если бы мне подарили эту оленью шкуру, привез бы я ее как чудо в селение нартов...» – так думал он ночью. А утром, чуть только рассвело, старый гумский человек подошел к постели Сослана и сказал ему: – Я разослал своих сыновей: одного–за табуном лошадей, второго – за стадом рогатого скота, а третьего – к овечьим отарам. Дается тебе право увести с собой табун, стадо и отару, а также пастухов и чабанов. Должен ведь я показать нартам свое лицо! Сослан встал и вместе со стариком вышел в степь посмотреть, что дарит ему хозяин. И, увидев, как хороши кони, овцы и рогатый скот, снял Сослан шапку и сердечно поблагодарил старика: – Пусть они останутся вам на здоровье. Ничего я не возьму из этих богатств. Вы и так хорошо меня принимали. И сказал тут старик младшему сыну по-хатиагски: – Надо проводить гостя до рубежа нашей земли. Поймай себе коня. Юноша погнался за табуном, но поймать ему удалось только жеребеночка, который был весь в коросте, остальные кони разбежались. Когда вернулся домой старик, сыновья его и Сослан, завтрак был накрыт. Поели, распрощались и вышли во двор. Сослан увидел рядом со своим конем покрытого коростой жеребенка, покачал головой и встревожился: «Разве может этот жеребенок равняться с моим конем? Как мы доберемся до рубежа их страны?» Сели оба на коней. Еще раз распрощался Сослан с хозяевами и отбыл. Сослан поехал впереди, а юноша за ним следом. Когда они оказались в глубине дремучего леса, конь Сослана стал спадать с шага, а жеребенок все вперед рвется. Тогда юноша сказал Сослану: – Конечно, не подобает мне ехать впереди старшего, но все же пусти меня вперед. Никто нас не видит, а дорогу я знаю лучше. Ты же следуй за мной. Сослан позволил ему выехать вперед. Паршивая лошаденка юноши так и норовит идти по самой чащобе, грудью сваливает вековые деревья. Ехал за ним Сослан, и стало ему обидно. Проехав немного, спросил он у юноши: – Почему бы тебе не направить своего коня туда, где лес пореже? Юноша ответил: – Тогда он слишком опередит тебя, и твой конь от него отстанет. Доехали они до рубежа. Соскочил юноша с коня и начал взад и вперед водить его. Тем временем догнал его Сослан и обратился к нему: – Охо-ох, измотал ты моего коня. Но не вздумай теперь и меня доконать, теперь я поеду вперед. Юноша ответил Сослану: – Счастливого пути, Сослан. Дальше рубежа ехать мне нельзя! – Давай поменяемся конями,– попросил Сослан юношу. Обидели юношу эти слова, и говорит он Сослану: – Да что ты, Сослан! Ведь отец мой предлагал тебе целые табуны лошадей вместе с табунщиками. Почему же ты не взял их? Этот жеребенок худший из всех, и я не обменяю его. Если сделаю я так, как ты просишь, дома мне гумские люди скажут: «Эх ты, отнял у тебя нарт коня». Позор мне тогда! В ответ на это Сослан положил руку на рукоять меча и сказал с угрозой: – Скорее отойди 6т коня и садись на моего, не то я убью тебя! В ответ на эти слова выхватил юноша меч, и начали они наносить удары друг другу. Однако никто из них не победил другого. До полудня сражались, потом разошлись отдохнуть. – Теперь я узнал, каков ты,– сказал юноше Сослан.– Езжай пока своей дорогой, а достоинства друг друга мы еще изведаем. Разъехались они, оба раненые, в разные стороны. Вернулся юноша домой весь в крови. Увидел его отец и спросил: – Что с тобой, сын? – Ну и хорошо же поступил со мной твой гость! Хотел поменяться со мной конем, а я посчитал это позором для себя. Вот мы и изрезали друг друга. Двенадцать раз ранен он, двенадцать раз – я. Еще раз должны мы встретиться. Так и договорились. – Так почему же ты ударил его? Ударить гостя– это позор! – Поссорились мы по ту сторону рубежа. – Ну тогда ничего, полечись пока, а там посмотрим. Может быть, вместо распри дружба между вами родится. Не показывался Сослан ни нартам, ни чинтам, пока совсем не поправился. Выздоровел, сел на коня и отправился на гумский рубеж. В этот день туда же прибыл гумский юноша. Улыбнулся ему Сослан и сказал: – Ну, давай мириться. Силу друг друга мы изведали, вместо того чтобы делать друг другу зло, станем друзьями. – Я не верю тебе больше. Сослан,–ответил гумский юноша.–Тебе верить нельзя. И не подходи ко мне близко. Тогда Сослан вынул свой меч и положил его на луку седла. Бросил он на землю свой щит, а колчан подвязал позади седла. Сам же, безоружный, подошел к юноше, взял его за руку и сказал: – Не будем испытывать больше друг друга силой, давай испытаем друг друга в жизни. И тут юноша поверил Сослану и ни слова ему не возразил. Поклялись они землей и вместе поехали в дом отца юноши. Приехали они в дом, помирившись. Слез юноша со своего коня, а Сослан не слезает. Вышел к нему отец юноши: – Прошу тебя, Сослан, сойди с коня, – сказал он. – Ты ведь гость наш. Почему не заходишь в дом? Оставайся у нас. Сослан ответил ему: – Мы с твоим сыном испытывали друг друга в силе, и никто из нас не оказался сильнее другого. А теперь должны друг друга испытать в жизни. Подскажи нам, где есть земля, куда не ступала нога человека, чтобы мы показали там свою силу. Старик сказал: – Нет такой неизведанной земли, где бы не побывали нарты и чинты, куда бы не ходили они в походы. Знаю только, что пасется на горе Ахоха стадо, принадлежащее трем любимым Богом братьям, но никому еще не удавалось одолеть их пастуха. – Вот такого-то я и ищу, чтобы на нем испытать свои силы! Старик сказал: – Его можно только умом победить, никакой насильник силы против него не соберет. Но входите в дом, и я дам вам совет. Юноша и Сослан вошли в дом. Там старик стал им рассказывать: – Дочь моя очень красива. Пусть оденет она платье из лучшего шелка, возьмет с собой два струнных фандыра; на одном будет играть руками, на другом – ногами. Возьмите девушку с собой на гору Ахоха. Там оба войдите в дом того пастуха, о котором я говорил, в то время когда сам он будет с барантой на пастбище. В доме пастуха есть кресло из слоновой кости. Посадите девушку в это кресло, поставьте перед ней струнные фандыры, и пусть она заиграет на них. Сами вы спрячьтесь по обе стороны двери. Вечером вернется этот пастух с пастбища. Не часто видит он женщин и поэтому, когда войдет в дом и увидит там девушку, упадет в обморок. Тут будьте наготове, привяжите пастуха к столбу, который стоит посредине дома12, а потом угоняйте его стадо. Сослан и юноша поступили так, как научил их старик. Вернувшись, пастух открыл дверь, и увидел девушку в кресле из слоновой кости, и услышал, как играет она на фандырах. Девушка улыбнулась пастуху, и такой силы любовное чувство охватило его, что он упал в обморок. Сослан и юноша тут же привязали пастуха к среднему столбу дома. Зарезали барана, сварили его и тут же сели за трапезу. А когда пришел в себя пастух, они подносили ему самые вкусные куски, но он не взял у них ни одного куска. Под конец Сослан поднес ему часть бедра. Пастух вырвал из нее зубами альчик, положил себе на лоб и с такой силой подбросил его, что полетел этот альчик в дом трех любимых Богом братьев. А они сидели в это время за ужином, и альчик упал возле них вогнутой стороной кверху. А когда пастух подбросил альчик, гумский юноша сказал Сослану: – Быть бы тебе столь же правым, Сослан! Этот альчик послан вестником тревоги к хозяевам стад – к трем дружно живущим братьям. Не будем же мешкать и угоним скорей их стада! Погнали они баранту и к рассвету достигли широкой степи. Девушку, дочь старика, захватили с собой, и настигла их ночь. А три любимых Богом брата кинулись в погоню. Сначала они завернули к пастуху, развязали его, и вчетвером погнались за Сосланом и гумским юношей. У самой степи, когда они уже почти догнали Сослана и гумского юношу, взмолился Сослан: – О, покровитель ночных походов Уастырджи! Помоги нам! Уастырджи услыхал молитву Сослана, вскочил на своего трехногого коня, покружил над степью, по которой гнали украденную баранту, сбросил свою гребенку – и позади юноши и Сослана в один миг вырос темный, непроходимый лес. Пока погоня пробиралась сквозь чащобу, Сослан и юноша с барантой далеко ушли вперед. Покружил Уастырджи над ними вторично, сбросил позади Сослана и гумского юноши черные камни – и выросли камни в скалистые горы. Пока пробиралась погоня через эти горы, далеко вперед ушли Сослан и юноша с барантой. Опустился Уастырджи на землю между погоней и теми, кто угнал скот, и обратился к трем любимым Богом братьям и их пастуху: – Остановитесь пока здесь, я спрошу у врагов ваших, почему угнали они ваш скот. Погоня остановилась, Уастырджи подъехал к Сослану и гумскому юноше и спросил: – Чей скот вы угоняете? Те ответили: – Мы угоняем баранту трех Богом любимых братьев! – Так вот, смотрите, они уже вас догнали. Что же вы теперь будете делать? Хотите, я могу вас помирить? – Что может быть лучше этого? Мы согласны! – А чья это девушка? Верно, вы тоже похитили ее?– спросил Уастырджи. – Нет, это моя сестра, – ответил гумский юноша. Уастырджи вернулся к владельцам баранты и, улыбаясь, говорит им: – Это они угоняют скот, который им дали как выкуп за невесту. Они – не насильники! Уастырджи свел их всех вместе. Тут за младшего из трех братьев выдали девушку (два других брата были уже женаты), а Сослан и гумский юноша погнали скот домой. Утром, когда на дворе у отца юноши делили баранту, Сослан разделил ее на три части. И подумал тогда юноша: «Почему Сослан разделил скот на три части? Может, он собирается забрать себе две части? Тогда это снова приведет к ссоре». Но Сослан сказал: – Юноша, чего это ты вдруг запечалился? Разве неправильно я разделил? Одна часть – это выкуп за невесту, вторая часть – твоя, а третья – моя. Юноша и гумский старик остались очень довольны Сосланом и даже отдали ему свои доли. Отдали ему также и шкуру оленя и проводили его с почестями через рубеж Гумской страны. Сослан привел баранту в селение нартов и задал там обильный пир. СОСЛАН И БЕЗВЕСТНЫЙ СЫН УАРХАГА Решил нарт Сослан собрать на пир все три нартских рода. Позвал он Сырдона и сказал ему: – Сырдон, глашатаем я тебя избираю. Созови через неделю три нартских рода, устраиваю я для них богатый пир. Согласился Сырдон быть глашатаем и поднялся на высокую нартскую башню, из тесаного камня сложенную, встал на вершине ее и оттуда закричал: – О три нартских рода! Через неделю на пир приходите к Сослану! В тот день, который назначен был для пира, стали собираться к Сослану нарты. Сажал их Сослан в четыре ряда в большом нартском доме, что сложен из камня, скрепленного известковым раствором. По слову Сослана лучшие из нартской молодежи прислуживали на пиру, а кто помоложе были на посылках. Урызмаг сидел на месте старшего и произносил тост за тостом. Так просидели до половины пира. И тут подошел Сослан к старшим, подозвал прислуживающего, полез к себе в карман, достал оттуда золотую чашу и велел наполнить ее ронгом. Потом он сказал: – О все три нартских рода! Я благодарен вам за то, что вы пришли в мой дом. Но этим тостом пожелаем на долгие времена здоровья тому дому, в котором проживает самый могучий из мужей. Пусть достанется моя чаша тому, у кого в доме самый могучий муж. Пусть ронг, налитый в эту чашу, пойдет ему впрок, а чаша моя – ему в подарок. Поникли тут головами и опустили глаза в пол нарты всех трех родов. И только старый нарт Уархаг, который сидел в своей оборванной шубе среди пирующих, огляделся вокруг. И, видя, что никто из нартов не поднялся и не ответил на тост Сослана, как молодой, вскочил вдруг, взял из рук Сослана золотую чашу и сказал: – О три нартских рода! Все, кто сегодня пришел к Сослану! Да будете вы наделены добрыми его пожеланиями! Но мой старший сын уехал в дальний погибельный край, и нет среди вас такого могучего, как он. И тут Уархаг сам поднес золотую чашу к своим губам и выпил ее до дна, а пустую чашу положил за пазуху. Время идет, нарты сидят за столом. Второй раз подошел к старшим Сослан, еще одну золотую чашу велел наполнить ронгом и сказал: – О три нартских рода! Да будет в жертву принесен Сослан тому, кто сегодня пришел отведать моего хлеба-соли. Я поднимаю этот тост за здоровье того дома, где проживает лучшая из женщин. Если кто назовет такую достойнейшую в своем доме, пусть возьмет из моих рук эту чашу, и то, что в ней налито, пусть пойдет ему впрок, а чаша - – в подарок. И опять нарты всех трех родов опустили глаза в землю и поникли головами. Старый Уархаг в своей рваной шубе опять оглядел всех и, видя, что никто не поднялся и не ответил на тост Сослана, вскочил, подобно юноше, взял из рук Сослана вторую золотую чашу и сказал: – О три нартских рода! Долгой жизни я желаю вам, кто с радостью вкушает сегодня хлеб-соль Сослана. Но мой сын уехал в дальний погибельный край, посетил небожителя Авдиуага и посватался к его единственной сестре. И если ему удалось жениться на той девушке, то лучше ее женщины не увидишь ни в одном доме! Выпил до дна ронг старый Уархаг, а чашу положил себе за пазуху. И опять тосты шли по порядку, что об этом говорить! Изрядно выпив, Сослан опять подошел к старшим, подозвал снова прислуживающего. Достал он из кармана третью золотую чашу, велел наполнить ее ронгом и произнес: – О три нартских рода! Тому, кто отведал моего хлеба-соли, желаю добраться благополучно домой. Но эту чашу я поднимаю за здравие того дома, который обладает лучшим из коней. Тот, кто из вас знает у себя в доме такого коня, пусть возьмет из моих рук эту чашу. И опять угрюмо опустили взоры три нартских рода. С волнением следил за ними старый Уархаг в оборванной шубе, все время оглядывался. Но, видя, что никто из нартов не пошевелился, он сам вскочил, взял у Сослана третью золотую чашу и сказал: – О три нартских рода! Благополучно бы добраться всем вам домой. Но если сестра того Авдиуага досталась моему сыну, то получит он от тестя в подарок коня, что кричит по-соколиному, свистит по-орлиному и летит, подобно ветру. Таким конем, как этот, никто не владеет! Опять старый Уархаг выпил ронг и положил чашу за пазуху. Кто знает, сколько еще просидели нарты. А затем пир окончился, гости разошлись по домам. Прошло несколько лет после этого пира, задумался раз Сослан и так сказал про себя: – Пусть бы нарты съели мою правую руку, но ведь старый Уархаг унес тогда все три чаши. А откуда известно, что есть у него такой сын, силы которого я бы испугался? Какой бог дал ему такую сноху, которая накормила бы меня всласть и как следует прислуживала бы мне? Откуда у него взяться такому коню, который выдержал бы такого всадника, как я, и оказался бы лучше моего коня? Пойду-ка я проведаю Уархага, и если все, что он говорил, окажется правдой, то первым подарком преподнесу я ему свою кольчугу, вторым подарком – свой меч, а третьим подарком – свой щит, который не пробивает никакая стрела. В вечерние сумерки подъехал Сослан на коне к воротам Уархага. И окликнул его с улицы: – О Уархаг, выгляни-ка сюда! На громкий голос Сослана выбежал на улицу младший сынок Уархага. Сослан спрашивает его: – Где же сам Уархаг, мальчик? – А он уже разделся и спит, – ответил мальчик. – Иди и скажи ему, что зовет его Сослан. Мальчик вернулся в дом и сказал Уархагу: – Дада, выйди, тебя Сослан зовет. – А, чтоб тяжко ему пришлось! Или днем у него не было времени для разговора? Накинул на плечи свою оборванную шубу Уархаг, и вышел на плоскую крышу своего дома, и оттуда сказал: – В здравии пребывай, Сослан! – Пусть добро будет твоим уделом, Уархаг! – Какие новости у тебя, Сослан? – Ничего, кроме хорошего, не могу сказать тебе, Уархаг! Но ты еще не забыл тот большой пир, который я устраивал? – Как же забыть! И посейчас я не устаю благодарить тебя. – Ведь ты с этого пира унес три мои золотые чаши, Уархаг! Так покажи мне своего могучего сына, свою нартскую сноху и своего подобного буре коня. Если покажешь, получишь от меня подарки: меч, щит и кольчугу. Уархаг спустился на улицу, взял за узду коня Сослана и вывел его за пределы нартской земли. И тут он сказал Сослану: – Езжай вон туда, все прямо, прямо, пока не встретишь всадника. До этой встречи не вздумай возвращаться в селение нартов! Первый, которого ты встретишь, будет мой сын. И силу его испытаешь, и коня его увидишь, и жену. Поехал Сослан по пути, указанному Уархагом. Много дней он ехал, много ночей скитался, выехал в пустынные степи Хиза, но никого не встретил. Решил он вернуться обратно и сказал про себя: «О, чтобы без своих покойников и без своих святых остался бы старый осел Уархаг! Три чаши у меня выманил, а самого меня послал на погибельный путь!» И только хотел Сослан повернуть обратно, взглянул последний раз вдаль, в степь, как увидел, что там показался всадник величиной с черную птицу. И тогда Сослан опять повернул вперед своего коня. Приблизились они друг к другу, и дыхание коня, на котором сидел встречный всадник, подняло Сослана с седла. Это и был сын Уархага. Поравнявшись с Сосланом, выхватил меч сын Уархага, намереваясь убить Сослана, и с таким словом обратился к нему: – Кто ты такой? Что за пес? Что за осел? По тому пути, по которому я еду, даже птица пролететь боится, мышь прошмыгнуть остерегается. Как же ты посмел, как ты решился погнать своего коня прямо мне навстречу? И только он хотел ударить его мечом, как встретил взгляд Сослана. И тут сказал ему сын Уархага: – Глаза у тебя как у нартов, иначе я снес бы тебе голову! – Да будут моей защитой твоя мать и твой отец! – ответил Сослан. – Не убивай меня, я нарт Сослан. И тут сын Уархага спрыгнул со своего коня и посадил на него Сослана, а Сосланова коня повел на поводу. Так добрались они до дома, в котором жил сын Уархага. И сказал сын Уархага Сослану: – Зайди-ка к нам, увидишь свою невестку! Сослан спешился и зашел во двор. Проворно выскочила к ним навстречу сестра Авдиуага, взяла их коней под уздцы, привязала их в конюшне и быстро вернулась обратно. Завела она в дом своего мужа и Сослана, сняла с них одежду, вынесла им арык-мыло и тщательно их обмыла. Семь пар одежды положила она возле каждого из них и с головы до ног их одела. Затем вынесла волшебный столик – трехножку-самобранку. Все яства, какие только бывают на земле, очутились на этом столе, и сестра Авдиуага сама прислуживала мужу и его гостю. Семь дней и семь ночей не дали встать Сослану из-за стола в доме сына Уархага. А на восьмой день Сослан обратился к нартской невестке: – Да будет тебе в жертву принесена голова Сослана, наша новая невестка! Теперь дай мне право покинуть ваш дом. Наверное, уже все три нартских рода выехали искать меня. И свои подарки – меч, щит и кольчугу – преподнес Сослан на прощание сыну Уархага13. – Твоему отцу Уархагу дал я слово, что подарю ему эти вещи. Ты храни их на память о том, что сказанное им оказалось правдой. Перед отъездом три золотые чаши Сослана наполнили ронгом. И одну из них принял Сослан, другую – сын Уархага, третью – молодая невестка. Пожелал им здоровья Сослан, выпил до дна, а чашу вернул обратно. Тут сын Уархага сказал ему: – А эта чаша тебе от меня, как от младшего! – И протянул ему свою чашу. Выпил Сослан и эту чашу. А сестра Авдиуага тоже поднесла ему свою чашу: – А это тебе чаша от невестки! Принял Сослан и эту чашу, вознес мольбу, чтобы счастливы были все в жизни, потом за здоровье невестки помолился и выпил до дна и эту чашу. После сноха Уархага вынесла Сослану семь пар сменного белья и одежды на дорогу. Так проводили они Сослана. Прибыл Сослан в селение нартов, – как же иначе? Вышел на нартский нихас. Нартская молодежь спрашивает его: – Как удалось твое путешествие, Сослан? – Все как должно. Но если старый Уархаг выйдет к нам, пусть каждый снимет свою шапку и подложит ему для сидения: у него такой могучий сын, что поставь все три нартских рода с одной стороны, а его одного – с другой, сын Уархага окажется им равным в силе.
|