|
| | |
|
Святилище ХОХЫ-ДЗУАР
В Гуркумтыкомском ущелье самым высоко расположенным является селение
Тапанкау. Оно почти полностью покинуто жителями. В селении сохранилось
несколько строений, жилищ, старая мельница. Выше села – известная
священная сосна, стоящая одиноко среди безлесных склонов.
Большой
интерес представляет уцелевшее на противоположном склоне оригинальное
святилище Хохы-Дзуар (Тербаты Уастырджи - дзуар). Оно расположено на
западном склоне горы. Относится к сравнительно редкому типу святилищ –
монументов, встречающихся в горах Осетии. Отличительной чертой ее
является то, что внутри строения, напоминающего макет дома, нет
помещения.
С западной стороны на фасаде святилища устроена ниша
с ложно-сводчатым покрытием, где уцелели четыре рога оленей. Тут можно
увидеть рога домашних животных, шампуры, стаканы, рюмки, топор,
оставшиеся от религиозных праздников – кувдов. С боковой стороны на
палках висят колокольчики. При осмотре святилища в 1973 году А.Ф.
Гольдшейн видел цепь для подвешивания котла.
Святилище обнесено
оградой из крупных камней, покрытых лишайниками. В юго-западной части
ограды – остатки разрушенного строения, которое вероятно раньше служило
для культовых праздников.
По данным археолога профессора В.Х.
Тменова этот дзуар представляет собой четырехугольной сооружение,
сложенное из плотно подогнанных плит черного сланца с вкраплениями
обработанного туфогенного песчаника, а точнее травертина. Местами можно
увидеть остатки глинистого связующего раствора – не смытого дождями.
Святилище не оштукатурено. В северной части его стены есть резной блок
из туфа, в который кладут деньги при ритуалах.
Стены дзуара
тщательно выложены. Они постепенно сужаясь сходятся в верхней точке.
Святилище имеет гладкое двухскатное перекрытие похожее на Нузальскую
часовню и даргавский Хуыцау-дзуар, но меньше их по размерам (длина –
2,3 м, ширина – 2,25 м, высота – 4,2 м).
По свидетельству П.С.
Уваровой (1900) раньше в Осетии отмечались и обелиски с чешуйчатыми
крышами. Теперь в Северной Осетии святилищ со ступенчато-гребенчатой
формой видимо нет.
Еще Г.А. Кокиев (1927) отмечал, что
сооружения в виде обелисков или стен в Осетии зачастую поставлены в
память умершим. Есть свидетельства, что их ставили там, где ударяла
молния.
Для сохранения этого оригинального культового сооружения
Горной Осетии, являющегося с древности объектом религиозного
поклонения, необходимо подправить и сделать выше ограду вокруг него для
защиты от скота.
|
Категория: Святые места Осетии | Добавил: ALANIUS (17.12.2007)
|
Просмотров: 2213
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
| Статистика
| |
Сейчас на сайте: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
|