Искусство. Шедевры
скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно
вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек
узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный
стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира.
Звериный
стиль — это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев,
когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал
или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление
его реальности и узнаваемости. Используя части тепа разных зверей и
птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в
строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как
бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу.
Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли
в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми
крыльями. Произведения звери¬ного стиля служили для украшения оружия,
конской сбруи и одежды.
Что же означают скифские изображения зверей?
Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность
передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на
рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина
силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами
скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение
их владельцев в скифском обществе.
Наверное, ближе всего к истине
мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое
описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были
связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним
миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром).
Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении
общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое
понимание предметов зве¬риного стиля включает в себя и все прочие
значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на
принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам.
Предполагают, что такими эмблемами-указаниями служили золотые бляхи на
щитах скифских вождей, погребенных в Костромском и Келермесском
курганах на Кубани. Эти знаменитые своей величиной и богатством курганы
относятся ко времени возвращения скифов из походов в Переднюю Азию.
Возможно, олень на щите из Костромского и пантера на щите из
Келермесского кургана были эмблемами царей, правивших разными частями
своей страны.
Излюбленные «герои» произведений звериного стиля —
олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера
стремились передать главные свойства животного, отказываясь от
незначительных деталей. Талант и фантазия художника помогали придать
вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами
и придерживаясь строгих правил звериного стиля. Давно замечено,
например, что олень чаще всего изображается с восемнадцатью роговыми
отростками, и это полностью совпадает с образом «восемнадцатирогого
оленя» из Нартовских сказаний. Лучше всего сохранились вещи из золота,
серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были не только
металлы.
В толще заледеневших Пазырыкских курганов на Алтае
археологи нашли неповрежденные произведения резчиков по дереву, кости и
рогу, изделия из ткани, кожи и войлока. Подлинными шедеврами древнего
искусства являются войлочные ковры с изображением орнаментов и
мифологических сюжетов. Одежда и обувь, парадное убранство коня,
оружие, походные сумки и столики — все было отделано узором или
украшено в зверином стиле.
Художники скифского мира владели многими
жанрами — резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией,
вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамповку,
гравировку. Еще одна сторона скифского искусства — каменные изваяния в
виде стоящей человеческой фигуры. Такое изваяние устанавливали на
вершине кургана. Оно не имело ничего общего с портретом, это был
обобщенный образ мужчины, грубо вырубленный из монолитного камня.
Мастер показывал только самые необходимые черты — голову, лицо, руки и
ноги, одежду и оружие. Изображались также атрибуты власти — гривна на
шее и ритон в руке. Изваяние передавало образ прародителя скифов
Таргитая, земным воплощением которого являлся царь. Скифы верили, что
воздвигая этот образ над могильным курганом, они преодолевают нарушение
мирового порядка, которое происходит со смертью царя. С IV в. до н.э. в
скифском искусстве распространилась мода на изображение людей. Скифские
мастера и жившие в скифских землях греческие художники создавали по
заказу царей и вельмож предметы со сценами из скифской мифологии и
героических сказаний. Изысканное греческое искусство оказало большое
влияние на вкусы скифской знати, но и греческие мастера старательно
выражали в своих произведениях верования, взгляды и пристрастия скифов.
На
серебряном сосуде из кургана под Воронежем помещены сцены из легенды о
Таргитае и трех его сыновьях. В первой сцене Таргитай беседует со
старшим сыном, во второй — напутствует уходящего в поход среднего сына,
а в третьей — вручает младшему Колаксаю лук, символ власти над скифами.
На
золотой бляшке из кургана Чертомлык (на Украине) изображена богиня
Табити, наделяющая властью скифского царя. Амфора из позолоченного
серебра, которая найдена в том же кургане, отделана фигурками скифов,
укрощающих коней. Золотой гребень из кургана Солоха украшен
скульптурной группой сражающихся воинов: два пеших скифа нападают на
всадника.
Большое число золотых вещей в царских курганах объясняется
не только богатством скифских правителей и их верой в загробную жизнь.
Золото символизировало у народов скифского мира бессмертие,
всемогущество, свет и солнце. Золото считалось атрибутом царской
власти, а сам царь воспринимался как олицетворение солнца. Не случайно
имя предка скифских царей Колаксая в переводе означает «Солнце-Царь».
Лучше
всего нам известно изобразительное искусство скифов. По рассказам
Геродота и других античных писателей известны небольшие отрывки
скифских сказаний. Великий Нартовский эпос сохраняет сюжеты и образы
героев скифского времени, но сказания о Нартах начали записывать только
в XIX в. У скифов была своя музыка, песни и танцы. В курганах найдены
музыкальные инструменты — арфы и барабаны. Изобретение
двенадцатиструннои арфы Нартовские сказания приписывают Сырдону.
Древняя арфа и сегодня живет в музыкальной культуре осетин.
Золотые нащитные бляхи — пантера из Келермесского и олень из Костромского курганов на Кубани.Изображения животных из Пазырыкского кургана на АлтаеОбычаи скифов.
Многие народы скифского мира имели общих предков, говорили на наречиях
одного языка и вели одинаковый образ жизни. Их обычаи были очень
похожи, главное различие древние авторы находили в положении женщин. По
словам Геродота, у исседонов женщины совершенно равноправны с
мужчинами, у массагетов общие жены, а савроматские женщины участвуют в
войнах, носят мужскую одежду и не выходят замуж, пока не убьют врага.
Превыше
всего ценили скифы честь и мужество, понимаемое как крепость духа и
тела. Кодекс рыцарской морали был незыблемым законом. Скифскому царю
Атею приписывали такие слова: «Скифы ценятся не по богатству, а по
душевной доблести и телесной выносливости».
Главными заповедями
скифского воина были верность друзьям и беспощадность к врагам. Дружбу
скифы скрепляли обрядом побратимства. В чашу с вином друзья примешивали
капли своей крови, потом каждый погружал в чашу меч, стрелы, секиру,
копье. Затем вступившие в союз обращались с молитвой к богам и
произносили клятву, после чего вместе со знатнейшими свидетелями
выпивали содержимое чаши. Этот обычай сохранился в Осетии до настоящего
времени. Друг-побратим называется «ардхорд», ни в древности, ни позже
таких друзей не могло быть много. Древнегреческий писатель Лукиан
приводит объяснение скифов: «В союзы дозволяется вступать самое большее
трем лицам, потому что, кто имеет много друзей, тот кажется нам похожим
на публичных блудниц, и мы думаем, что дружба такого человека,
разделенная между многими, уже не может быть столь прочной».
Тот же
Лукиан рассказал историю дружбы Дандамиса и Амизока, участвовавших в
войне причерноморских скифов с савроматами. Амизок был взят в плен, и
Дандамис явился к врагам с просьбой освободить друга. Савроматы
требовали выкуп, но Дандамису было нечем платить. Тогда савроматский
предводитель предложил ему отдать глаза. Дандамис согласился, ему
выкололи глаза и передали Амизока. «Но, конечно, Дмизок не мог
допустить, чтобы он оставался зрячим, раз Дандамис ослеп, и поэтому
тоже лишил себя зрения, и скифы стали кормить их на общественный счет,
окружив чрезвычайным почетом».
Воинская доблесть проверялась в
походах и войнах. Только тот имел право на часть добычи, кто убил
врага. Скиф доказывал свой успех, предъявив царю голову убитого. Снятый
с нее скальп служил почетным трофеем. Итоги военных предприятий
подводили один раз в году, когда правитель каждого округа приглашал
своих воинов на общественный пир. Вино наливали в особый сосуд — кубок
почета. Геродот рассказывает, что «из этого сосуда пьют только те, кто
убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина
из этого сосуда и должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов
это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов,
подносят по два кубка, и те выпивают их разом». Обычай подносить
почетные кубки жив и сегодня, изменились только поводы — заслужить
уважение можно и мирными занятиями.
Когда скифский воин собирал
отряд для набега или для мести обидчикам, он приносил в жертву быка и,
разложив сваренное мясо, садился на расстеленную шкуру. Родственники,
друзья и все пожелавшие участвовать в походе брали по куску мяса и
ставили правую ногу на шкуру — это означало клятву. По описанию
Лукиана, при этом каждый обещал «доставить, кто сколько в силах: кто
пять, кто десять всадников на своем хлебе и жаловании, другой же и
большее число, иной — тяжеловооруженных или пехотинцев, сколько может,
а самый бедный только самого себя. Собирается иногда с помощью шкуры
большое число воинов. Такое войско чрезвычайно стойко и непобедимо, ибо
оно связано клятвой».
Семейные обычаи скифов известны меньше, чем
воинские. Скифские семьи были небольшими и чаще всего включали
родителей и детей. В среде знати имело распространение многоженство, но
и рядовой скиф мог завести несколько жен. У царя Ариапифа было три жены.
Царь
Скилур имел 50, а по другим сведениям — 80 сыновей. Женщина, оставшаяся
вдовой, могла выбрать нового мужа среди ближайших родственников
умершего. Например, сын Ариапифа царь Скил вместе с властью унаследовал
от отца его молодую жену.
Скифские мудрецы. Скифская
цивилизация открыла новую эпоху в истории североиранских племен. Успехи
кочевого и земледельческого хозяйства, торговля и культурный обмен со
многими странами, знакомство с жизнью других народов порождали
потребность в новом знании. Мифологическое восприятие окружающего мира
дополнялось его ра¬циональным объяснением, основанным на обобщении
практического опыта и житейских наблюдений. Реальная жизнь задавала
сложные вопросы о личной судьбе и роли человека в обществе, о
предназначении своего народа и месте своей страны в огромном и
многообразном мире. Народ отвечал на эти вопросы устами своих мудрецов
— первых философов, носителей народной мудрости и нового знания.
Самым
известным скифским философом был Анахарсис, признанный одним из семи
величайших мудрецов древнего мира. Анахарсис проис¬ходил из царской
семьи, он был сыном царя Гнура, братом царя Савлия и родным дядей
победителя персов — царя Иданфирса. Анахарсис много путешествовал, он
получил прекрасное образование и был знаком с лучшими достижениями
античной культуры и выдающимися людьми Греции и Малой Азии. В начале
VII в. до н.э. молодой Анахарсис приехал в Афины и явился к дому
Солона, великого законодателя, поэта и философа. Через раба он передал,
что желает стать гостем и другом хозяина. Солон велел ответить, что
друзей заводят на родине. Анахарсис заметил на это, что Солон как раз и
находится на родине. Пораженный находчивостью скифа, Солон пригласил
его в дом и стал ему лучшим другом.
«Мне одеянием служит скифский
плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля», — говорил Анахарсис,
подчеркивая свое равнодушие к богатству. «Золота мне не нужно, довольно
мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был», — так он объяснял
желание узнавать новых людей и чужие страны. Главное различие между
людьми не в языке и племенной принадлежности, утверждал Анахарсис, а в
помыслах и делах. Зависть и страх считал он доказательствами низкой
души и учил радоваться чужому благополучию, а ненависть, зависть и
другие пагубные страсти изгонять как врагов.
В беседе философов о
том, как следует управлять домом, один из собеседников сказал со
смехом, что у Анахарсиса нет дома, а есть только повозка кочевника. На
это скифский мудрец отвечал, что не изделия каменщиков и плотников и не
пышное убранство являются домом, а «то, что обретается внутри — дети,
супруги, друзья, служители и все прочее, что будучи устроено сообща,
разумно и здравомысленно, даже в муравьиной куче или птичьем гнезде
называлось бы хорошим и счастливым домом».
«Тело есть орудие души, а
душа — орудие бога», — утверждал Анахарсис. Поэтому законам и
ценностям, придуманным людьми, он предпочитал здравый смысл, простоту и
равновесие созданной богом природы.
Законы, по мнению Анахарсиса,
«слабее и тоньше паутины», а богатство преходяще и враждебно свободе. В
пример он приводил скифский образ жизни: «Мы все владеем всей землей,
то, что она дает добровольно, МЬ1 берем, а что скрывает, оставляем;
защищая стада от диких зверей, мы берем взамен молоко и сыр; оружие
имеем мы не против других, а для собственной защиты». Хорошим
правлением назвал Анахарсис такое, при котором «лучшее воздается
добродетели, худшее — пороку, а все остальное — поровну».
Слава
скифского мудреца была столь велика, что древние греки приписали ему
изобретение горящего трута, двузубого якоря и гончарного круга. Его
остроумные ответы вошли в поговорку. Узнав, что корабельные доски имеют
толщину в четыре пальца, Анахарсис сказал, что моряки плывут на четыре
пальца от смерти. На вопрос о том, какие корабли безопаснее, он
ответил: «вытащенные на берег». На вопрос, кого больше, живых или
мертвых, он переспросил: «а кем считать плывущих?».
Жизнь Анахарсиса
завершилась трагически: вернувшись на родину, он был обвинен в измене
скифским обычаям и убит родным братом — царем Савлием.
Еще прежде
Анахарсиса в Афины приехал и поселился там скифский врач Токсарис,
который после смерти был признан героем. Афиняне приносили ему жертвы
как великому врачу и объявили его потомком Асклепия — бога врачевания.
Сохранились
предания о скифском жреце Абарисе, который совершал очищения и изгонял
моровые болезни из городов, точно предсказывал землетрясения,
успокаивал ветры и усмирял морские волнения. Он приезжал к Пифагору для
беседы «о промысле богов, о небесных явлениях и земных переменах».
Античная
литература находила в скифах прямодушие, бесхитростность и умеренность.
По словам великого географа и историка Страбона, «Анахарсис, Абарис и
некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди
эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени:
любезность, простоту, справедливость».
Надпись на серебряной чаше из кургана ИссыкРеконструкция колеса скифской повозкиПозолоченный браслет из кургана Большая БлизницаИсторическое значение скифской цивилизации.
Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных
традиций древних ариев в новых исторических условиях. Освоив огромные
территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили
собственное культурное пространство, открытое для обмена и
сотрудничества, но стойко сохраняющее индоевропейское-арийское-иранское
наследие. Этими обстоятельствами традиционности (древние корни),
новизны (кочевничество), открытости (мировые связи) и определяется
самобытность и длительное влияние скифской цивилизации.
В I
тысячелетии до н.э. впервые сложилось культурно-историческое единство
европейских и азиатских степей. Вместе с прилегающими горными и лесными
областями евразийский степной пояс стал миром скифской цивилизации. Для
этой части суши скифская культура была синонимом и двигателем
прогресса. Приобщение к скифской цивилизации включало племена и народы
в систему мировых культурных и политических связей — в поток всемирной
истории. Не случайно расцвет скифской культуры по времени и по
историческому значению совпадает с другими выдающимися духовными
достижениями человечества — «греческим чудом» (культурным взрывом в
Древней Греции), эпохой иудейских пророков в Палестине, религиозными
реформами Заратуштры в Иране и Будды в Индии, распространением учения
Конфуция в Китае.
Скифская цивилизация явилась началом и фундаментом
трехтысяче-летней традиции евразийского культурно-исторического
единства, которое в средние века продолжали тюркские империи, а в новое
и новейшее время — Россия.
Наследие скифской цивилизации входило в
языческую культуру древних тюрков, славян и германцев, определяло
военно-технический и духовный облик средневекового европейского
рыцарства.
Из скифской цивилизации выросла культура средневековой Алании-Осетии.
Скифское золотое украшение для женского головного убораМ. М. Блиев. Р. С. Бзаров. «История Осетии»