|
| | |
|
Аланы в Крыму
Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными
источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана
Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние
народы и распространили на них название своей народности". К III в. н.
э. аланами именуют многие ираноязычные племена, жившие на юге Восточной
Европы и на Северном Кавказе. Готы, продвинувшись в Северное
Причерноморье, как бы рассекли аланский массив на две части. Аланы,
оказавшиеся в то время на Дунае и западнее, многократно упоминаются
письменными источниками как сила, действовавшая в Западной Европе и
даже в Северной Африке вплоть до V в. н. э. Еще более мощная аланская
группировка осталась на востоке - Нижнем Дону, Приазовье и Северном
Кавказе. В Подонье аланы-танаиты были разгромлены гуннами около 375 г.
н. э. На Северном Кавказе они жили до монголо-татарского нашествия XIII
в. н.э. Населявшие степь аланы были классическими кочевниками. Их
образ жизни, а, заодно, и внешний облик довольно подробно описал Аммиан
Марцеллин: "Разделенные таким образом по различным частям света, аланы
(нет надобности перечислять теперь их разные племена), живя на далеком
расстоянии одни от других, как номады, перекочевывают на огромные
пространства; однако с течением времени они приняли одно имя, и теперь
все вообще называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и
одинаковое вооружение. У них нет никаких шалашей, нет заботы о
хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в
кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по
беспредельным степям... Почти все аланы высоки ростом и красивы; с
умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом
очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на
гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни".
В
предгорных районах Северного Кавказа кочевники контактировали с местным
населением и переходили к оседлости. Потомки этого населения,
именовавшиеся аланами, занимали большую часть Северного Кавказа в эпоху
средневековья. Оттуда, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и
территорию Боспорского царства, аланы переселились в Крым. Это
переселение осталось не замеченным авторами сохранившихся письменных
источников. Зато в сарматских могильниках появились склепы не известной
в Крыму конструкции. Такие склепы имеют прототипы и даже точные
аналогии на Северном Кавказе, где жили аланы. На полу погребальных
камер находят обычно по 8-9 погребенных. Интересно, что меч клали на
голову или плечо умершего воина. Такой обычай очень специфичен,
зафиксирован только в Крыму и на Северном Кавказе. Предметы вооружения
еще представлены боевыми топорами, копьями и наконечниками стрел. Среди
многочисленных и разнообразных украшений встречаются очень красивые
серьги и браслеты из золота и серебра, орнаментированные крупными
сердоликами. Деталями одежды служили серебряные и бронзовые фибулы,
пряжки и наконечники поясов. За головами погребенных у стены склепа
ставили, нагромождая их друг на друга, десятки керамических сосудов.
Многие из них имеют аналогии на Северном Кавказе. Таковы
археологические факты, позволяющие, конечно с известной долей
вероятности, заключить, что в Крым в III в. н. э. переселилась
значительная группа северокавказских аланов. В IV в. н. э. аланские
склепы становятся господствующим типом погребальных сооружений в
предгорных крымских могильниках, раскопанных близ сел Дружное
Симферопольского района, Баланово Белогорского района и в других местах.
Некоторые
сведения о расселении алан в Крыму можно извлечь из письменных
источников. Так, в анонимном описании берегов Черного моря,
составленном в VI в. н. э., приведено другое название опустевшей к тому
времени Феодосии - Ардабда ("семибожный"), которое принадлежит
"аланскому, то есть таврскому языку". Многие исследователи полагают,
что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак)
на аланском языке означало "чистый, святой". Согласно церковному
преданию, записанному в XIII в., этот город был основан в 212 г. н. э.
В
самом конце IV или начале V в. почти все упоминавшиеся выше могильники
перестали использоваться. Вероятно, в связи со страшной угрозой,
которую представляли собой шедшие с востока кочевники-гунны, аланы
перешли на новые места. Возникают могильники Лучистое, Скалистое,
Баклинский овраг с такими же, как и раньше, склепами и лепной посудой,
но с новыми, присущими гуннскому времени, наборами гончарной и
стеклянной посуды, конской сбруи, оружия, украшений и пр. Параллельно с
ними существуют возникшие около середины III в. некрополи с
трупосожжениями Харакс (на мысе Ай-Тодор, близ Ласточкиного Гнезда) и
на южном склоне Чатыр-Дага. Они были оставлены германцами из племенного
союза, возглавляемого готами. К VI в. трупосожжения исчезают. Высказано
предположение о том, что это произошло в связи с принятием готами
христианства. В результате формируется своеобразная культура
средневекового населения Крымских гор и предгорий. Ее создателями, как
полагают практически все современные исследователи, были
преимущественно аланы и готы.
Однако вплоть до XIII в.
письменные источники об аланах, живших в Крыму, ничего не сообщают.
Правда, известно, датированное 706 г., надгробие, на котором высечены
имена Моисея, Иосифа и Гошла Алани. Обнаружено оно в весьма
примечательном месте - близ "пещерного города" Чуфут-Кале. Согласно
более поздней письменной традиции, эта крепость, именовавшаяся Кырк-Ор,
находилась в стране крымских асов - алан. Однако упомянутое надгробие
происходит с кладбища, где активно работал Авраам Фиркович, известный
подделками многих средневековых эпиграфических памятников. Поэтому
использовать надпись в качестве полноценного исторического источника
без дополнительной проверки нужно с величайшей осторожностью. Начиная
с XIII в. крымские аланы или асы многократно упоминаются в письменных
источниках. Последний этноним (название народа) с полным основанием
сопоставляется с ясами (так в русских летописях именовали аланов) и
потому отождествляется с аланами. Внезапное открытие авторами
средневековых сочинений крымских алан на фоне предшествующего долгого
умолчания вряд ли случайно. Создается впечатление, что в Крым с
Северного Кавказа приблизительно в начале XIII в. переселилась какая-то
группа алан. Сугубо гипотетически, основываясь лишь на совпадении дат,
можно предположить, что эта миграция произошла в результате или в связи
с угрозой монголо-татарского нашествия.
В первой половине XIII
в. христианский миссионер епископ Феодор по дороге в северокавказскую
Аланию прибыл морем в Херсон (так в средние века назывался древний
Херсонес, руины которого расположены близ современного Севастополя).
Преследуемый врагами, он бежал и нашел приют в аланском селении,
расположенном неподалеку от города. "Близ Херсона живут аланы, столько
же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое
ограждение и охрана города", - пишет Феодор. Чуть выше он называет этих
алан "малыми". Сведения Феодора кажутся особенно достоверными в свете
того факта, что он, в конце концов, добрался до кавказской Алании и,
следовательно, имел возможность сравнивать жителей Крыма и Кавказа.
Вероятно, в результате такого сравнения он назвал крымских алан
"малыми", в отличие от гораздо более многочисленных, но родственных им
жителей Северного Кавказа. Благодаря свидетельству Феодора становится
ясно, что аланы концентрировались в Юго-Западном Крыму, где охраняли
подступы к Херсону.
В июле 1253 г. Вильгельм Рубрук на пути из
Судака к Перекопу в степи встретил алан. Они "... христиане по
греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников.
Однако они не схизматики подобно грекам, но чтут всякого христианина
без различия лиц". Краткое замечание Рубрука позволяет сделать
некоторые выводы. Во-первых, алан он встретил в степи, следовательно,
они жили не только близ Херсона. Во-вторых, по-видимому, в Крыму аланы
были не очень многочисленны. Во всяком случае, Рубрук встретил их
впервые уже покидая полуостров. В-третьих, аланы, православные с точки
зрения путешествующего католика, по-видимому, были не особенно искушены
в вопросах вероисповедания, возможно, даже не знали о расколе церкви
1054 г. Во второй половине XIII в. аланы упоминаются среди жителей
недавно основанного города Крым (ныне - Старый Крым). Аланские купцы
участвуют иногда в дипломатических миссиях, посредничая, в частности, в
переговорах египетских султанов и ханов Золотой Орды.
Важнейшее
свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу
Абу-ль-Фиде (Абульфеда). "Керкер или Керкри ...находится ... в стране
асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок,
трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На
верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят
убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат
к племени асов... Керкер находится на север от Сары-Кермена; между
этими двумя местами один день пути". Благодаря довольно точным
топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что
Керкер (у других авторов часто - Кырк-Ор) - это знаменитый "пещерный
город" Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая.
Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные
авторы именовали Херсон. Таким образом выясняется, что аланы, как и в
XIII в., населяли Юго-Западный Крым и обладали одной из мощнейших на
полуострове крепостей. Об этом же писали в начале XV в. арабский географ Ал-Кашкаиди, а в XVIII в. - турецкий историк Аали-Эфеиди.
Венецианец
Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу IV от 13 октября
1334 г. отмечал, что в Крыму в зависимость от татар попали готы и
небольшое число алан.
В актах Константинопольской патриархии
дважды, в 1385 и 1390 гг., упомянут крымский приход Алания. Его точное
местоположение неизвестно. Однако порядок перечисления населенных
пунктов позволяет предположить, что он находился в Юго-Восточной части
полуострова, где-то между Алуштой и Судаком.
Весьма интересные
сведения об Алании и аланах удалось разузнать в XV в. венецианскому
купцу Иосафато Барбаро: "Далее за Каффой по изгибу берега на Великом
море, находится Готия, за ней Алания, которая тянется по "острову" в
направлении Монкастро. ... благодаря соседству готов с аланами
произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем
пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан.
Таким образом, в виду смешения одного племени с другим, они и называют
себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви". Несмотря
на неопределенность местоположения Монкастро, о локализации которого
высказаны разные мнения, последовательность перечисления Каффы (
Феодосия), Готии и Алании оставляет мало сомнений в том, что последняя
располагалась в Юго-Западном Крыму. Исторический экскурс Иосафато
Барбаро во многом совпадает с новейшими представлениями археологов об
этнической истории Крыма в позднеримское время и в раннем
средневековье, о чем уже говорилось выше. Именно в этом источнике
впервые употреблен этноним готаланы, который многие современные авторы
смело распространяют на раннесредневековое население Крымских гор и
предгорий. Резюмируя, историю алан в Крыму можно представить
следующим образом. В конце III-IV вв. они в значительном количестве
переселяются на полуостров с Северного Кавказа. В раннее средневековье
аланы, наряду с готами, стали одним из основных компонентов
формирующейся в Крымских горах и предгорьях новой народности, которую
некоторые современные историки называют готаланами. В начале XIII в.,
возможно, происходит новая миграция алан в Крым с Северного Кавказа. В
позднем средневековье они населяют два региона. Один из них - густо
заселенный с центром в Кырк-Оре - Чуфут-Кале - локализуется в
Юго-Западном Крыму, другой, менее значительный - в Юго-Восточной части
полуострова. Отдельные группы алан расселились в Крымской степи. В
XVI в., после захвата Крыма турками, аланы, по-видимому, принимают
участие в этногенезе крымских греков и крымских татар (горная
этнографическая группа), утрачивают свои этнические особенности и
перестают существовать как этнос. Их длительное пребывание в горном
Крыму зафиксировано многими топонимами, включающими элементы - алан или
-ас.
И. Н. Храпунов ЛИТЕРАТУРА: Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь, 1999. Герцен А. Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. - Симферополь, 1993 Кузнецов В. А. Очерки истории алан. - Владикавказ, 1992 Якобсон А. Л. Средневековый Крым. - М; Л, 1964.
|
Категория: Аланы | Добавил: ALANIUS (13.12.2007)
|
Просмотров: 1716
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
| Статистика
| |
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|