IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Скифы [14]
Сарматы [5]
Аланы [38]
Личности [18]
Осетинский язык,фамилии и имена [40]
Осетия [111]
Разное [15]
Нартский эпос [42]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Аланы

Аланы и Анты (окончание)
НАЧАЛО


6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в IV — первой половине V века. 

 

(Стр. 146—150). Этнический состав населения изучаемого региона был разнообразным. Все (здешние) племена были объединены под политическим контролем Гуннов. Среди них были остатки коренных племен, например Меотов; также греки — потомки греческих колонистов Скифского периода; остатки германских племен Готов и Герулов; многочисленные Аланские общины, частично смешавшиеся с местным населением, например Касогами (Черкесами). Как известно, часть Аланов или Асов смешалась со Славянами (Антами). Таким образом, если встречаются свидетельства, касающиеся Асов или Антов, не всегда бывает ясно, имеются в виду иранские, славянские или смешанные ирано-славянские племена. В общем, Иранский элемент был более резко выражен среди восточных, чем среди западных Антов. После миграции аланской орды из Дакии в Испанию и Африку, иранский элемент среди бессарабских Антов стал уменьшаться и они со временем практически превратились в чисто славянские племена. 

Асы и Анты в Азовском регионе и Тавриде продолжали представлять симбиоз иранцев и славян. Среди Асов Северного Кавказа (Осетины), иранцы преобладали, хотя там тоже могли существовать славянские общества, как анклавы на иранской территории. В регионе Дона иранские и славянские общества сосуществовали, возможно, с начала христианской эры; большая часть их пережила гуннское нашествие и просуществовала до XII века, вначале которого русский князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, воевал с Ясами (Асами) на Нижнему Дону, в греческих источниках, опирающихся на расположение старого города Танаис и относящихся к III веку н. э., часто упоминаются имена иранского происхождения. Такими, к примеру, являются: 

Φιδας (осетинское «fida» — отец),  

Φουρτας (осетинское «furt» — сын),  

Μαδαχος (осетинское «mada» — мать),  

Λεμανος (осетинское «liman» — друг),  

Σορχαχος (осетинское «surkh» — красный) и другие. 

Необходимо вспомнить, что Роксоланы (Rukhs-As) проникли в Тавриду еще во II веке н. э. В течение II и III веков Аланы-Асы достигли южного побережья Таврического полуострова. В 212 году они основали город Сугдею (ныне Судак). Старый греческий город Феодосия стал известен как Аб-дарда; иранское его название переводится как «Семь сторон». Судя по иранским именам в надписях Пантикапея (ныне Керчь) этого периода, среди жителей город-да было немало Аланов. В этой связи можно упомянуть такие имена как: Фидас, Лиман, Фарнак и др. 

Имеется также ряд топонимических свидетельств, подтверждающих экспансию Асов в степи северной Тавриды: ряд поселений в районе Евпатории и Перекопа имеет в своем названии корень «Ас», например, Ас, Беюк-Ас, Ку-чук-Ас, Терекли-Ас и др. Также в северной части полуострова есть речка Ас. Название готского города Дорас или Дори (Эски-Керман) можно рассмотреть под этим же углом зрения. «Дор» по-осетински означает «скала»; Дорас — Дор - Ас — скала Асов (сравнить можно с Дар-и-Алан — «Вратами Алан», Дарьялом). Форму Дори следует рассматривать как сокращенное Дор-и-Ас. 

Другая группа Асов жила на Кавказской стороне Боспора. Здесь, как свидетельство иранского их происхождения, можно вновь приобрести имена из надписей Анапы и Тамани, например: Каре, Цаваг, Кофарн, Алексарф и другие. Древнее название реки Кубань, Антикит, можно отнести в его первой части к Антскому или асскому. Позже, когда на берегах Кубани Антов заменили Касоги (Черкесы), они использовали имя реки как свое самоназвание. Адыге является вариацией от Антике (Антикит); это другое название Черкесов. Для полноты картины необходимо упомянуть название холма Ассодаг (Ас-Даг) в дельте Кубани, недалеко от Тамани. Согласно арабскому автору X века Ибн-Рустэ, один из значительных кланов северокавказских Асов носил название «Рухс-Ас», т. е. «светлые Асы». Возможно, от названия этого клана происходит и название города Малороса, упоминаемое неизвестным географом VII века из Равенны. «Мал» по-осетински означает «болото», «трясина». Таким образом Малороса означает «Болото Росов» (Рухс-ов). В Равеннском манускрипте Малороса упоминается среди боспорских городов, как близкий к Киммерии. Последний находился на Таманской стороне Керченского пролива, и кажется вполне возможным, что Малороса находилась в дельте Кубани, возле Фанагории, возможно, на месте нынешнего Темрюка. Между прочим, Равенский географ вообще не упоминает Фанагорию. Дельта Кубани болотиста на всем протяжении; таким образом, первая часть названия — «Мал» — совпадает с местными условиями. 

В III в. н. э. в Тавриде с боями появились Готы. Сперва они заняли только гористую часть, но позже попытались установить свой контроль над всем полуостровом. Около 362 года они захватили Пантикапей, бывший столицей Боспорского царства, Примерно 15 лет спустя в Тавриде появились Гунны. Зимой 377 или 378 года часть их переправилась через замерзший Керченский пролив с Кавказа на Крымскую сторону. Возможно, эти Гунны принадлежали к орде, ставшей позднее известной как Утигуры. Они оттеснили Готов назад в центральную часть Крымского полуострова; сами Гунны не задержались в Крыму надолго, но, пересекши степи Тавриды и Перекопский перешеек, присоединились к основной гуннской орде в устье Днепра. 

После ухода Гуннов Готы вновь попытались установить свой контроль над восточной частью полуострова. В любом случае около 400 года Боспор (Керчь) вновь оказался под их властью, о чем можно судить из сообщения Иоанна Хрисостома. Мы уже видели, что к началу IV века христианство твердо установилось в Тавриде. Старейшая христианская община в Крыму находилась в Херсоне. На первом вселенском соборе в Никее (325 год) Тавриду представляли 2 епископа: Филипп Херсонский и Кадм Боспорский. Возможно, что к епархии последнего относились и Готские приходы. Позже Готская конгрегация находилась в прямом подчинении константинопольскому патриарху. Иоанн Хрисостом был благосклонно настроен к Готам и передал последним церковь в пригороде Константинополя, где им разрешалось вести службы на своем языке. Около 400 года Иоанн посвятил в сан первого епископа из Таврических (Боспорских) Готов, Юнилу. Его местонахождение было, возможно, в Боспоре (Керчь). Юни-ла умер в 404 году и о его ближайших преемниках ничего не известно. Епархия епископа Готов позднее находилась в Дори (Эски-Керма-не). 

 

7. Падение Гуннской империи. 

 

(Стр. 150—155). После смерти Аттилы власть в гуннском государстве поделили его сыновья, ни один из которых не унаследовал административных способностей отца. Момент показался подходящим для восстания покоренных гуннами народов. Создалась коалиция германских племен, в которую вошли Гепиды, Ругии и Герулы. Остготы держались в стороне от борьбы. Один из сыновей Аттилы, Эллак, попытался подавить мятеж, но его сил оказалось недостаточно для выполнения этой задачи. Его армия была разбита и он сам погиб в бою (454 год). Это поражение разрушило единство гуннов. Остатки орды Эллака ушли на восток от Карпатских гор. Двое оставшихся сыновей Аттилы, Денгизик и Эрнак. на какое-то время сделали своими ставками Дакию и Бессарабию. Аланы, ранее жившие здесь, вынуждены были пересечь Дунай и перейти в Добруджу. Этими Аланами правил царь Кандак, чьим секретарем был Остгот Пария, дед историка Иордана. Отдельно от Аланов некоторые группы Гуннов постепенно проникли на правый берег Дуная и получили земельные пожалования как союзники империи. 

В последние годы правления Маркиана (умер в 457 г.) и в первой половине правления его преемника Льва I управление политикой Византии было в руках Аспара, сына алана и готской женщины. Благодаря своим аланским и готским связям, Аспар был в курсе движения гуннских орд в районе Дуная. Один из его заместителей по имени Анагаст, командовавший армией во Фракии, согласно свидетельству хроник, был «скифом». К V веку термин «скиф» стал довольно расплывчатым, и означал всех северных варваров в целом. Позднее он время от времени использовался для обозначения Славян. В этом случае он обозначает Антов. Анагаст — это типичное Антское имя. 

Несмотря на распад империи Аттилы, гуннская угроза не исчезла. В 468 году Денгизик и Эрнак послали послов в Константинополь с требованием открыть дунайские рынки для их купцов. Когда требование было отвергнуто, Денгизик перешел Дунай и вторгся во Фракию. Однако Гунны были разбиты войсками Анагаста, а Денгизик был убит в бою. Анагаст послал голову хана в Константинополь, где ее пронесли по всем главным улицам, а затем выставили на деревянном шесте. 

Война не закончилась с уходом большинства Гуннов из Дакии. С величайшими трудностями Аспару и Анагасту удалось разбить основную массу орды Денгизика. Ее остатки вновь перешли Дунай и отступили на восток, следуя примеру Эрнака, младшего хана, не поддержавшего брата в его нападении на владения Византии.[10] Знаменательно, что из двух победоносных византийских полководцев один (Аспар), был Аланом, а второй (Анагаст) — Антом. В свите каждого из них были сотни Аланов и Антов. В известном смысле, Дунайская война 468—469 годов была войной Аланов и Антов против их бывших властителей, Гуннов. В результате победы Аспара и отступления Гуннов на восток Дакия и Бессарабия были открыты для славянской колонизации. Возможно даже, что движение Славян в регион Нижнего Дуная, частично являлось результатом продуманного плана византийских дипломатов. Традиционным методом византийской дипломатии в ее постоянных усилиях обезопасить северные границы империи было противопоставление варварских племен друг другу. Как мы видели, Аэций использовал этот метод в начале V века, а в дальнейшем, в VI веке, византийское правительство сперва заключило договор с Аварами против Болгаро-Гуннов, затем попыталось использовать Болгар против Аваров и так далее. Оказывается, Аспар планировал поселить Славян на Нижнем Дунае с целью отвести гуннскую угрозу. Вполне вероятно, что он рассчитывал на их поддержку в борьбе за власть в империи. Необходимо принять во внимание, что Аспар был на грани восстания против императора Льва. Зять последнего, Зенон, командовал отрядом верной Льву исаврий-ской гвардии и Аспар поспешно собирал своих сторонников, чтобы одолеть Исаврийцев. В связи с этим он мог вспомнить и о Славянах. 

В 471 году Аспара и двух его сыновей под подходящим предлогом пригласили во дворец Льва и там интриган и его старший сын Арда-бур были вероломно убиты. Младший сын, Патриций, известный также как Патрициол, был ранен, но сумел скрыться. Один из командовавших в свите Аспара офицеров, Остриc, попытался штурмовать дворец, в надежде отомстить за убийство своего вождя. Однако, его отряду помешали ворваться во дворец исаврийцы, и Остриc бежал во Франкию, Судя по имени, он был либо Аланом, либо Славянином[11]. 

Дальнейшая судьба Анагаста неизвестна. В любом случае Алано-Готская свита Аспара была расформирована, и главной опорой императора теперь стали Исаврийцы. После смерти Льва в 474 году императором был провозглашен его зять Зенон, командовавший Исаврийцами. 

 

8. Анты с конца IV до середины VI века. 

 

(Стр. 155—160). После нашествия гуннов и особенно после распада Гуннской империи политическая и этническая ситуация в Понтийских степях оказалась довольно запутанной. Аланские и славянские общества оказались в окружении тюркских и угорских племен. Согласно свидетельству Прокопия, восточной границей бессарабской группы Антов была река Днестр. Что касается группы, жившей в районе Донца, то они теперь были отрезаны от моря Гунно-Болгарскими ордами. Тем не менее ряд поселений Антов продолжал существовать как в районе Нижнего Донца, так и на Северном Кавказе, где Анты были смешаны с Асами, или Аланами. 

Вышесказанное в определенной степени подтверждается данными топонимики и археологии. Мы уже видели, что имя «Ас» отражено во многих местных наименованиях в Южной России. Учитывая тесные связи между Асами и Антами, можно допустить, что в ряде случаев имя «Ас» использовалось для обозначения Антов. Конечно, проблема эта достаточно запутана. На наш взгляд, Анты могли называться Асами, так как они были Славянами, которыми правили Аланские кланы. С другой стороны, Асы не всегда отождествляются с Антами, поскольку во многих случаях они были чистыми Иранцами, без всякой примеси славянской крови. Таковы были Асы, они же Осетины, Северного Кавказа. В дельте Кубани, предположительно как и в Крыму, существовали и иранские, и славянские Асы (т. е. Анты). Следовательно, названия ряда населенных пунктов в Крыму, происходящих от имени «Ас», могут рассматриваться как следы экспансии Антов. В этой связи можно также упомянуть города Кичкас (Кучук-Ас) на Нижнем Днепре и Яссы в Молдавии. Остров Березань в устье Днепра также был известен как Аас. 

...Поскольку, на наш взгляд, Анты были Славянами, организованными Иранцами (Аланами), Антский правящий класс должен был иметь Иранское происхождение. Характерно, что имеющиеся в хрониках имена вождей Антов являются во многих случаях иранскими или наполовину иранскими. Например, это такие имена как Ардагаст, Пейрагаст, Келагаст. Эти имена составные. Вторая часть каждого из них «гаст» известна из Керченской надписи как отдельное имя. Последнее 

может быть Иранским, Кельтским, Фракийским или Славянским, но факт его использования в Бос-порском царстве указывает на то, что оно в любом случае было ассимилировано Иранцами. Некоторые Славянские имена, например, Доб-рогаст, имели аналогичные происхождение. 

 

9. Византия, Анты и Болгары в первой четверти VI века. 

 

(Стр. 160—166). В 514 году в империи разразился кризис, потрясший империю гораздо болезненнее, чем восстание Мунда. Но этот раз восстание начал Виталиан, выходец из федератов Малой Скифии (Доб-руджи). Согласно Иоанну Малалу (John Mallalas), он был фракийцем, но этот термин уже утратил всякую этническую коннотацию и являлся географическим, означающим «житель Фракии». Таким образом, термин «фракиец» стал синонимом термина «Гет». В «Истории церкви» Захария Ритора Виталиана называют Готом. Марцеллин называет Виталиана скифом, но в то же время, говоря об убийстве византийского полководца одним из помощников Виталиана, он указывает, что тот был убит «Готским кинжалом». Этим Марцеллин явно подразумевает, что тот был убит по приказу Гета, а так как это был приказ Виталиана, то, следовательно, Виталиан и был Гетом. 

Можно считать Виталиана «Гетом» или Готом, или, возможно, потомком и «гетских» и готских предков. Кто были предки Виталиана? Нам известно, что его отца звали Патриций или Патрициол. В связи с этим необходимо вспомнить, что так же звали и одного из сыновей Аспара. Не был ли Виталиан внуком Аспара? Если предположить это, то многое в умонастроении Виталиана станет понятным: его самоуверенность, его повелительный тон в своих переговорах с правительством Константинополя. Хотя следует заметить, что Аспар был арианином, а Виталиан приверженцем православия. Но вполне вероятно, что после смерти Аспара его сын Патриций (которого мы считаем отцом Виталиана) мог отказаться от Арианства и принять православие. Если считать Виталиана внуком Аспара, то необходимо согласиться с тем, что в его венах текла как Готская, так и «Гетская» (Алан-ская) кровь. В любом случае очевидно, что Виталиан был тесно связан с местным населением Добруджи, которое было частично Аланским и, возможно, частично Антским. 

 

Глава V. Аваро-Антская эпоха 

 

2. Вторжение аваров и появление тюрков. 

 

(Стр. 178—185). В начале 558 года орда Аваров достигла границ региона Северного Кавказа и столкнулась с Аланами. Аланский царь, находившийся в дружественных отношениях с Византийской империей, сообщил о приближении Аваров командующему византийской армией в Закавказье Юстину; тот, оценив важность этого сообщения, немедленно послал гонца в Константинополь. 

 

5. Таврида и Северный Кавказ в VI веке. 

 

(Стр. 191—195). В регионе Тамани жили помимо Готов и некоторые Асские кланы. Основным их поселением здесь, вероятно, была Малороса. Среди этих Асов, возможно, были и Асы-Славяне (Анты). Южнее устья Кубани жили Касоги (Черкесы), а к востоку от них между средним течением Кубани и Кавказским хребтом была сконцентрирована основная часть северокавказских Асов или Аланов (Осетин). Аланы жили родами и племенами. В VI веке один из аланских племенных вождей объединил весь народ под своей властью. Византийские источники называют его Саросием. Возможно, что в этом случае произошла подмена собственно имени титулом, Менандр называет его «вождем (hegumenus) Аланов», что является переводом иранского Sar-i-Os, означающее «Глава Асов». 

Согласно Прокопию, земля Аланов протянулась вдоль Кавказского хребта на восток до «Каспийских ворот». Под этим названием Прокопий подразумевал Дарьяльский проход (Дар-и-Алан—«Врата Алан»). С юга соседями Аланов были Сваны, с запада Абасги, однако между Аланами и Абасгами Прокопий упоминает еще одно племя, Брухиев. Вскоре после того как Абасги приняли христианство (около 540 года), христианская вера стала распространяться и среди Аланов. 

К востоку от Аланов, в Дагестане находились владения Гуннов-Сабиров. Так как Прокопий не указывает северных границ обитания Аланов, можно предположить, что одиночные аланские поселения находились как по течению Кубани, так и к северу от нее. Также существовали поселения Аланов и в регионе Нижнего Дона. Контролируя большинство горных проходов западной и центральной части Кавказского хребта, Аланы владели стратегическим положением на путях с Северного Кавказа в Закавказье. Последнее было в то время поделено между Византийской Империей и Персией. Естественно, обе страны пытались использовать Аланов в качестве союзников. В 541 году Аланы помогли Персам в их кампании против Лазики (Грузии). В 549 г. они выступили на стороне Византии, от которой совместно с Сабирами получили в награду 300 фунтов золота. Однако в 551 году Аланские воины вновь упоминаются на персидской службе. В 558 году вождь Аланов Са-росий оказал огромную помощь Византии, своевременно сообщив о появлении Аваров. Позднее он защитил послов Византии, направляющихся к кагану Тюрков, когда Персы пытались подкупить Аланов, чтобы те убили послов. В 571—572 годах Саросий, согласно политике Византии, поддержал антиперсидское восстание в Армении. Четыре года спустя Аланское государство было потрясено Тюрками. Но вскоре в Тюркском каганате начались неурядицы и, возможно, Аланам удалось (хотя бы .временно) отстоять свою независимость. 

 

КОММЕНТАРИИ 

 

1. Китайские хроники упоминают о переименовании народа Ань-цай в Аланья; из этого видно, что речь идет об аорсах или собственно аланах классических авторов, так сам термин «аланы» появляется только с I века н. э. (Кузнецов В. А., Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. С. 5). 

2. Тохары — народ индоевропейского происхождения, обитавший во 11 веке до н. э. в Средней Азии, в Бактрии, которая по их имени стала называться Тохарстаном (это название бытовало до XIII века н. э.). В конце I века н. э. — I веке н. э. тохары образовали Кушанское царство и стали называться «ушанами. Ряд исследователей считает тохаров потомками Ю—Чи и относит их к арийцам. (Бартольд В. В. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1963. Т. 2, ч. 1. С. 112). 

3. Осун (У-Сун, Усуни) — кочевые племена Центральной и Средней Азии. Под ударами гуннов около 160 г. до н. э. они переселились вслед за Ю-Чи в Семиречье и на Тянь-Шань, где подчинили себе саков и часть Ю-Чи. В 42 году до н. э. разгромлены гуннами. (СИЭ. М., 1973. Т. 14, С. 898—899). 

4. Цитируемый источник явно свидетельствует о том, что уже античные авторы усматривали принципиальное различие между аланами и гуннами, считая первых более цивилизованными, нежели остальные варварские племена. 

5. Согласно «яфетической теории» Н. Я. Марра, кавказские и семитические языки состояли в родстве. На основе этой теории было создано учение о единстве языкотворческого (Глоттогонического) процесса развития всех языков мира и их стадиальном развитии. В современной науке эта точка зрения отвергнута. (Марр Н. Я. «Племенной состав населения Кавказа. Петроград, 1920; СИЭ. М., 1966. Т. 9. С. 139). 

6. Высказывание Аммиана Марцеллина красочно иллюстрирует отношение античных авторов к варварам-кочевникам как к абсолютно диким, хотя и отважным народам. Нет сомнений в том, что и для кочевников образ жизни европейцев был столь же непривычен и дик. 

7. Внимание гуннов, как и других номадов, к Северному Кавказу не случайно, ибо здесь проходили важнейшие караванные (военно-торговые) пути. Естественно, гунны стремились установить свой контроль над ними, что во многом облегчалось политической зависимостью алан от гуннов. 

8. По мнению ряда авторов, город Яссы действительно возник в XIII—XVI веках во время второй волны миграции аланов и стал одним из крупнейших торговых центров региона. 

9. Относительно упомянутого Г. В. Вернадским напитка следует обратить внимание на невольную ошибку В. В. Латышева, признавшего в меде «наш православный русский мед», а в камосе — кумуз, перешедший в кумал при изготовлении его из ячменя. Однако, по всем историко-этнографическим данным мед не является особенностью сугубо славян или русских, поскольку он и по-осетински называется также («мыд»). Трудно понять при чем здесь определение «православный», когда в исследуемое Г. В. Вернадским время в Паннонии значительной массы славян (тем более православных) еще не было. Местное население с 30-х годов I века н. э. состояло преимущественно из языго-сарматов и продолжало оставаться их прямыми потомками до конца XIII века, когда там уже возобладали венгры, половцы, яссы и другие племена из донских и днепровских степей. 

10. Г. В. Вернадский со ссылкой на Ж. Бромберга говорит, что гунны-протоболгары обитали только лишь в районе Азовского моря (но не на Балканах и в Трансильвании) с конца V века н. э. и вплоть до вторжения Аваров. (Vernadsky G. Op. cit. Charter IV, прим. 100). 

11. Некоторые из авторов (Ф. И. Успенский) считают Остриса славянином и выводят его имя из славянского «острый». Сам же Г. В. Вернадский выдвигает любопытную версию согласно которой данное имя происходит от осетинского «styr» — «большой». (Vernadsky G. Op. cit. Shapter IV, прим. 106; Успенский Ф. И. История византийской империи в 2-х томах. СПб-Л. 1914—1927.). 

 

БЕКУЗАРОВ А. Х. 

младший научный сотрудник  

отдела истории Северо-Осетинского института  

гуманитарных исследований. 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 

 

1. Dio Cassius (Д и о н Кассий). His-toria Romana. Ed. Dindorf. Leipzig, 1863— 1865. 

2. Strabo (С т р а б о н). Geographica. Ed. N. L. Jones. «Loed Classical Libraru». 

3. Ammianus Marsellinus (А м м и а н Марцеллин). Res Gestae. 

4. Pomponius Mela (П ом ионий Мела). Chronographia. Ed. Frick. Berlin, 1880. 

5. Pliny (Плиний). Naturalis Historia. Ed. Jahn. Leipzig, 1870. 

6. Apollinagis Sidonius, C. Sollius (Аполлинарий Сидоний К. С о л -лий) Carmina. Ed. P. Mohr. Leipzig, 1895. 7. Nicephorus Kallistus Xanthopulus (H и-кифор Каллист Ксанфопул). Chursh History. PG. 147. 

8. Isidore of Seville (Исидор Севилье к и й). Etymologiae, PL, 82. 

9. Drepanius Latinius Pacatus (Дрена-ний Латиний Пакат). Panegiricus Theodosio Augusto Dictus. Paneguricus Theo-dosio Augusto Dictus. Panegyriei Latini. Ed. A. Baehrens. Leipzig, 1874. 

10. Ravennas Anonymus (Неизвестный из Равенн ы). Cosmographia. Ed. J. Schmets. Itineraria Romana. 11. Leipzig, 1940. 

11. Philostorgius (Ф и л о с т о р г). Historia Ecclesiastica. PG, 65. 

12. Olympiodorus (Олимпиодо р). Fragmenta. Ed. Dindorf. H. GM, 1. 

13. Socrates (Сократ). Historia Ecclesiastica. PG, 67. 

14. Salvianus (С а л ь в и а н). De Gu-bernatione Dei. Ed. Pauly. Vienna, 1883. 

15. Chropica Gallica. Ed. Mommsen. MGH. Pustores Antiquissimi. Vol. 9. 1892. 

16. Jordanis. Romana et Getica. Ed. Th. Mommsen. MGH. Austores Antiquissimi. Vol. 5. Berlin. 1882. 

17. Jordanis (Иордан). Getica. 

18. John Chrusostom (Иоанн Хри-c о с т о м). Epistolae. PG, 52. 

19. John of Antioch (Иоанн Антиох) 

Excerpta de Insidiis Constantine Porthyroge-nitus. Ehcerpta Historica, III. 

20. Priscus (П р и с к). Fragmenta. Ed. Dindorf, HGM, I. 

21. Chronicon Paschale. Ed. Dindorf. Bonn. 1832. 

22. Malalas John. (Иоанн М а л а л). Chronographia. Ed. Dindorf. Bonn. 1831. 

23. Theophylactus Simocatta. Historiae. Ed. De Boor. Leipzig, 1887. 

24. Menander Protector (Менандр Протектор). Eragments. Ed. Dindorf. HGM, 11. 

25. Agathias (Агафий). Historiae. Ed. Dindorf, HGM, II. 

26. Procopius (П р о к о п и й). History of Wars. 

27. Ptolemy (Птолемей). Geographia. Ed. Noble. Leipzig, 1843. 

28. Rostovtzeff M. The Sarmatae and the Parthians. SAH HI, shap. III. 

29. Барсов H. П. Очерки русской исторической географии. 2-е изд. Варшава. 1885. 

30. Миллер В. Ф. Осетинские этюды // Ученые записки Московского университета. Отдел историкофилологический. М., 1887. ч. Ill 

31. Миллер В. Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь. Л., 1927—1934. В 3-х томах. 

32. Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1938. 

33. Vernadsky G. On The Origins Of The Antae. JAOS, 1939, 59. 

34. Charpentier Jarl. Die Ethnographische Stellung der Tocharer. ZOMG, 1917, 71. 

35. Grousset R. L'Empire des Steppes. Paris, 1939. 

36. Mc. Govern W. M. The Early Empires of Central Asia. Chepel Hill, N. C, 1939. 

37. Mapp H. Я Племенной состав населения Кавказа. Петроград, 1920.  

38. Vasmer M. Untersuchungen uber die altesten Wohnsitze der Slaven, I: Die Ira-nien in Sudrussland. Leipzig, 1923. 

39. Гертц К К Собрание сочинений. 1 — 2 т. СПб. 1898. 

40. Minorsky V. Hudud-al-Alam. Loudon, 1937. 

41. Vasiliev. A. A. The Gotr in the Crimea. Cambridge, Mass, 1936. 

42. Кулаковский Ю. История Византии. Киев, 1910—1915. Тт. 1—2. 

43. Bromberg J. Toponimical and Hislori-ccal Miscellaines. Byzantion, 1937, 12; 1938, 13. 

44. L. S. Le Nain de Tillemont. Histoire des Empereurs. 1739, Vol. VI. 

45. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев 1914. 

46. Bury J. В. History of the Later Roman Empire. London, 1923. Vols. 1 —11. 

47. Успенский Ф. И. История Византийской империи. СПб.—Л., 1914—19 Т. т. 1—2. 

48. The History of the Decline and the Fall of the Roman Empire by Edward Gibbon, ed. by J. B. Bury. London, 1898. 7 vols. 

49. Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936. 

50. Миллер В. Ф. Этнографические следы иранства на юге России. // ЖМНЛ. 1886, 27. 

51. Граф Толстой И. И и Кондаков Н И Русские древности. В 6-ти томах. СПб., 1889—1899. 

52. Lot F. Les Invasions Germaniques. Paris, 1935. 

53. Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Vol. 1. (2-nd ed. 1925—26); 

53. Niderle L. Slovanske Starozitnosti. Vol. I. (2-nd ed. 1925—26); Vol. II. (1906— 10); Vol. Ill (2-nd ed. 1927); Vol. IV (1924). Prague. 

54. Deguignes. Histoire Generale des Huns. Paris, 1756. Vol. I. in 2 parts. 

55. Rostovtzeff M. Bog-Vsadnik. 1927. SK I. 

56. Кулаковский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев. 1899. 

59. Mommsen Th. «Index Locorum» to Jor-danis's «Romana and Getica». 1872. 

 

Из книги "Аланы и Кавказ", Владикавказ, Цхинвал, 1992 г.


www.iriston.com

Категория: Аланы | Добавил: ALANIUS (07.12.2008)
Просмотров: 1902
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2017