|
| | |
|
АЛАНИЯ (ОСЕТИЯ) И МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВ. АНДРЕЯ
А.А. ТУАЛЛАГОВ О миссионерской
деятельности апостола Андрея (40 г. н.э.) в районах прилегающих к
Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних авторов (Евсевий
Памфил, Ориген, св. Дорофей, епископ Тирский, епископ Епифаний
Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита Пафлогонянин, иерусалимский
иеромонах Епифаний). Его путешествие отмечено в православных Четьях —
Минеях. Видимо, христианской традицией продиктованы устные предания
абхазов (1, с.1) и осетин (2, 09), повествующие о проповеди в их земле.
Однако
следует в определенной мере согласиться с мнением П.Услара, что
церковные предания не подлежат историческому разбору, т.к. невозможно
доказать, где был апостол Андрей (3, с. 1-24). Действительно,
создастся впечатление, что в своих трудах христианские авторы
«освещали» личным присутствием апостола известные им христианские
земли. Подобным образом Никита Пафлогонянин (IX в.) писал о посещении
учеником Христа Иберии, чего не отмечалось никем из писавших до него,
а по русской письменной традиции, тот поднялся по Днепру и водрузил на
одном из холмов крест, где позднее в его честь воздвигли киевский храм.
Причем, в описаниях маршрута путешествий присутствует явная
несуразица. Так, один из первых авторов — св. Дорофей, епископ
Тирский, — «проводит» миссионера через Пификию, Понт, Фракию и Скифию,
т.е. с южного берега Черного моря через западный до северного, а затем,
минуя Боспор, — в Севаст. При изначальной направленности путешествия
подобный вариант просто невозможен. Тем более, что потом мы узнаем о
продвижении апостола уже в обратном северном направлении, которое
приводит его в непонятно как обойденный ранее Боспор. Необходимо
заметить, что в источниках, содержащих подобные сведения о
миссионерстве, конечным пунктом проповеди обычно называется именно
Боспор.
При всей легендарности рассматриваемых событий
невозможно отрицать присутствие в них исторических реалий. Нас прежде
всего интересует упоминаемый в них аланский город Фуст (Фостапор,
Фистград).
Интересно отметить, что очень ценный материал дают
нам и существующие кавказский источники. Моисей Хоренский, отмечая
скудость информации о христианской проповеди, писал, что о Симоне,
которому по жребию досталась Парсия, ничего достоверного не известно, а
некоторые повествуют о некоем Андрее, принявшем мученичество в
Вериоспоре (4, с.86). Вообще, трудно себе представить отсутствие в
Армении данных о крещении кавказских алан, если таковое действительно
произошло, поскольку армяне были прекрасно знакомы со своими
северокавказскими соседями, в том числе и в вопросе религии. Тому
подтверждением служат написанные в V в.н.э. «Мученичество Сукиасянов»
и «Мученичество Воскянов» (5, с.43-47), отмечающие первое крещение
небольшой группы алан, приехавшей в Армению. Бывшая первоначально
принятая в исторической науке (96, с.13-15) датировка событий 72 г.н.э.
(с ними связывают сообщения Иосифа Флавия и Амвросия) за последнее
время получила и другие решения. Н.Е. Берлизов посчитал возможным
говорить о 114 или 115 гг. н.э. (20, с.154-161), Р.А. Габриелян — то о
I в.н.э., то о V-VI вв.н.э. (7, с. 14-29), М.К. Джиоев — о сер. IV
в.н.э. (8, с.53)
По свидетельству В.Б. Пфафа (96 с.30),
армянский историк Иоанн Католикос писал о принятии аланами
христианства в I в.н.э. К сожалению, В.Б. Пфаф не привел сам рассказ
(который остался неизвестен и автору данной статьи), а затем сразу
отмстил путешествие Андрея до Вериоспора, предположительно
связываемого им с Боспором. Столь раннее принятие христианства группой
алан представляется исключением в истории их соотечественников,
подтверждаемым деятельностью албанского епископа Григороса (Фавстос
Бузанд, Моисей Хоренский, арабская версия Агафангела).
В
«Картлис Цховреба» (IX в.), включая ее древнеармянскую версию (10,
с.33, 68), повествуется о приходе апостола в Абхазию и Эгриси. Только в
позднейшей вставке (чанарти) в труд Леонтия Мровели (нач. XVIII в.)
появляется осетинский г. Фостапор (Постапор). Созвучие этого названия с
Боспором не случайно, т.к. в некоторых списках «Картлис Цховреба»
фигурирует именно осетинский г. Боспор (II, с. 186). Указание же на
переход горы, когда Андрей Моцикули ушел из Сванетии в Осетию, вполне
может подразумевать Кавказский хребет, что и предположил Ю.С.
Гаглойти. Подобные вставки в произведении Леонтия Мровели появились в
результате деятельности комиссии «ученых мужей» во главе с Бэри
Эгнаташвили в нач. XVIII в., создававших единый свод летописи. Члены
комиссии пользовались не только древними оригиналами, но привлекали и
другие источники.
Наибольший интерес вызывают «Жития святых»
Георгия Мтацминдели (1066 г.). В первом отрывке автор, следуя
устоявшейся традиции, пишет о путешествии миссионера по Вифинии,
Понту, Фракии и Скифии, затем — о его прибытии в Севастополь,
внутреннюю Скифию и возвращении в Патру Ахейскую (12, с.З). Во втором
отрывке Георгий Мтацминдели уже подробно повествует о деятельности
Андрея в Крыму.
Таким образом, если западные источники дают
основание подразумевать северокавказскую Аланию, точнее,
расположенную в северо-западной части Кавказа, где она соприкасалась
с землями сванов, абхазов и зихов, то кавказские источники,
заслуживающие большего доверия, либо ничего не знают о подобных
событиях в Алании (Осетии), либо повествуют о Боспоре. В современной
исторической науке представлено несколько решений по поводу
локализации осетинского города. С.А. Яценко (13, с. 108-109)
идентифицировал Фостапор «Картлис Цховрсба» с Фоспороном «Ашхарацуйц»,
что сделал до него Г.В. Цулая (10, с.69), поместивший город в районе г.
Никопсис у рубежа Зихии, и отождествивший его с сиракской Успой Тацита
и Сераком Птолемея на Кубани. Возможность подразумевать г. Успу
наталкивается на ряд препятствий, в том числе и религиозного характера.
В
1802 г. на стене одного из зеленчукских храмов обнаружили изображение
Святого Николая с надписью — «Покровитель Аспе» (25, с.6, №8). Трудно
допустить, чтобы авторитет апостола, принесшего свет христианства в
город, мог затем уступить авторитету кого-либо другого (о локализации
города в Архызе говорил и П.Г. Бутков). Что касается сопоставления с
Фоспороном «Ашхарацуйц», возле Никопсиса, то нельзя не заметить
сведение источника о реке Псевхрос, отделяющей Боспор от тех мест, где
находится г. Никопсис (14, с.29), и указание на наличие христианства
только на Таврическом п-ве, в то время как остальные страны Сарматии
пребывали в язычестве (14, с.27). В.А. Кузнецов осторожно выдвинул
гипотезу об отождествлении аланского г. Фуст, основывающуюся на
свидетельстве константинопольского монаха Епифания, с городищем
Рим-гора на Подкумке (15, с.ЗО). Интересно, что во 2 половине VII
в.н.э. Анастасий Апокрисиарий упоминал крепость Фуста (Пуста) (6,
с.200), находившуюся в Кодорском ущелье (14, с.23) и носившую, по К.Г.
Догузову (16, с.19), осетинское название.
Дело осложняется тем,
что район Северо-Западного Причерноморья с древнейших времен был тесно
связан с историей ираноязычных племен. Касаясь рассматриваемой нами
темы, отметим следующие факты. В VII в.н.э. известно поместье
Зихахорион, резиденция правителя области Алании, что заставляет
согласиться с предположением В.А. Кузнецова (6, с.201, 216, сн. 25) о
вхождении части зихов в состав Алании. В конце VIII в. н.э. первый
абхазский царь Леон отдал второму эриставу Анакопию с аланами
(Вахушти), а в XI в. аланка Альда, вдова абхазского царя Георгия I,
передала Анакопию византийцам (Кедрин), вероятно, бывшую ее вотчиной.
Ю. Клапрот зафиксировал свидетельства грузинских ученых о двух
некогда бывших аланских районах в Абхазии — Алансти и Папагети (16,
с.22). Примечательно, что, согласно Константину Багряднородному (около
950 г.) (30, с.302, 320), пользовавшемуся различными источниками, в
самой Зихии была область Папаги, а выше — Папагия. Можно предположить
соответствие Зихахорион Алансти. В кон. IX в. известен князь Вакатар,
командовавший армией Абхазии («Картлис Цховреба»), в X в. — князь
абхазов и сарматов из земли сарматов (Степанос Таронский, Вардан
Великий) и аланский царь, главенствующий над абхазами (Масуди).
Западная граница Алании доходила до Черного моря (Худуд ал-Алем). В
XIII в. даже вся Абхазия называется «страной алан» («История и
восхваление венценосцев»). По Иосафату Барбаро (14, с. 137, 165),
имевшему в своем распоряжении более ранние источники, Алания выходила к
Азовскому морю. Таким образом, аланское присутствие отмечается не
только в южных предгорьях Кавказа, но и непосредственно на восточном
берегу Черного и Азовского морей. Привлечение нами более поздних
источников оправдывается тем, что византийская агиографическая
литература, где говорится о первых христианах, складывалась в VIII-IX
вв.
Несомненно, кавказская локализация аланского города вполне
приемлема. Но почему же тогда кавказские источники столь упорно говорят
о расположенном рядом Воспоре, где «Армянская география» помещает
единственный центр христианства? Моисей Хоренский говорит о «смутных»
сведениях о проповеди там Андрея, а «Картлис Цховреба» прямо называет
Боспор осетинским. Интересно, что монах Епифаний свидетельствует
сначала о гробнице Симона в Никопсисе Зихийском, а потом — о храме
апостолов и мощах Симона в Боспоре. М. Хоренский пишет о мученичестве
Андрея в Вериоспоре, а в дарственной надписи XIX в. княгини А. Абашидзе
сказано, что он был мучим в земле людоедов Анухарет, название которой
очень близко названию с. Ануха в бывшем никопсиском округе (18, с.95).
История
свидетельствует о возникновении в Боспоре и Херсонесе епископских
кафедр, видимо, в III-IV вв. н.э. Позднее при участии Боспорской
епархии были созданы епархии на Тамани и Фанагории, через которые
Боспор, а следовательно Византия, осуществляли связь с племенами
Северного Кавказа (17, с.94-85). Но уже в древнейшем епархиальном
списке VI Вселенского собора (680-681 гг.) Боспор, Херсон и Никопсис
названы Зихской епархией, т.е. развитие христианской церкви привело к
объединению в ее рамках данных территорий. Это открывает еще одну
возможность в объяснении отмеченного положения.
Лидерство
Боспора в христианизации своего населения бесспорна (на стенах Царского
кургана из Пантикапея найдены изображения крестов, по мнению некоторых
исследователей, оставленных тайно собиравшимися там первыми
христианами). В 1890 г. в катакомбе с северного склона горы Митридат,
датируемой 491 г. н.э. и представляющей единственный пример
«христианской погребальной пещеры», на стене была найдена надпись с
именами Савага и Фаиспарта, свидетельствующими о сарматском
происхождении погребенных (19, с. 1-25). Подобное положение
согласуется со всем ходом исторических событий на Боспоре, который на
рубеже нашей эры подвергся «сарматизации», достигшей своего пика в
III-IV вв. н.э. и охватившей все стороны жизни местного общества. Особо
примечательно свидетельство Георгия Мтацминдели о деятельности Андрея
Моцикули на Боспоре, согласно которому апостол из Абхазии пришел в
Боспор. Жители города радостно крестились. Затем Андрей отправился в
Феодосию, управляемую князем Савроматом, где имел некоторый успех, В
городах готов его встретили крайне недоброжелательно, он вернулся в
Боспор и, укрепив в вере жителей, отплыл в Синопу. Радостное крещение
боспорцев соответствует событиям в Фостапоре («Картлис Цховрсба») и
Фусте (Епифаний Кипрский), проповедь в Феодосии — соответствующей в
Абхазии (Епифаний Кипрский, Четьи — Минеи, «Картлис Цховрсба» и т.д.).
В действительности, имя Савромат носили некоторые боспорские цари,
хотя, как показал Я. Харматта (21, с.206), Савроматами называли всю
боспорскую династию. Однако есть основание полагать, что мы имеем дело
с реальным историческим лицом — Савроматом I (93/94 — 123 гг.).
Используя силу алан, этот государь разгромил Скифское царство в Крыму
(22, с.332-334, 23, с.165). В.А. Кузнецов, учитывая сообщение
Псевдо-Аррнана о проживании изгнанников из Боспора в Феодосии, которая
получила аланское название Ардабда (Семибожный), и мнение В.Ф.
Гайдукевича о разгроме в начале II в.н.э. города аланами, правомерно
поставил вопрос об аланских переселенцах сюда из Боспора (6, с.73-74).
Возможно, реакцией на ущемление прав Савромата I Траяном было вторжение
алан на Боспор (29, с.48). Такое решение выглядит правдоподобным,
учитывая одновременные события в Неаполе и Феодосии. В целом, весьма
показательной выглядит картина использования царем с характерным именем
Савромат аланских войск для решения своих государственных задач.
Что
касается Феодосии, то она в то время не имела никакого управлявшего ею
князя. Видимо, князем (вождем) Савромат I был для алан, являясь
одновременно и царем Боспорского государства, что находит аналогии в
истории другого царя — Радамсада (26, с. 197). Сообщение о Савромате
позволяет подозревать, что Георгий Мтацминдели кроме церковных
источников обладал и некоторыми другими, позволившими позднее Б.
Эгнаташвили и его коллегам сделать соответствующую вставку. В
отношении же Феодосии А.Л. Якобсон полагал (27, с.110), что она до XIII
в. оставалась «глухим греко-аланским поселком».
Недоброжелательная
встреча апостола готами повторяет эпизод с зихами. Отрицательная роль
готов, учитывая их отсутствие в I в.н.э. в Крыму, могла диктоваться
дурной славой, приобретенной ими во время грабительских набегов на
берега Черного моря в III в.н.э. (Зосим, Григорий Тавматург). Их
легендарные «заместители» зихи тоже пользовались дурной репутацией,
судя по свидетельству Страбона, когда Митридат вынужден был обойти
Зихию, опасаясь за свою жизнь. Дополнительное утверждение боспорян в
вере соотносится с действиями апостола среди абхазов и менгрелов
(«Картлис Цховреба»). Как мы видим, в произведении Георгия Мтацминдели
наблюдается смешение разновременных событий (40 г.н.э. — проповедь Св.
Андрея, нач. II в.н.э. — аланы в Феодосии, сер. III в. н.э. — готы в
Северном Причерноморье), не только подтверждающее легендарность
событий, но демонстрирующее достаточно показательные аналогии в других
источниках и имеющие историческое обоснование.
Анализ древних
источников о миссионерской деятельности апостола Андрея позволяет, на
мой взгляд, высказать некоторые замечания. Если церковные источники
«вводят» святого в Аланию на Кавказе, то кавказские уводят нас на
Боспор. Последние, исходя из большей осведомленности о своих соседях
аланах, заслуживают и большего доверия. Дело осложняется тем, что
существуют основания говорить о наличии аланского этноса не только с
северной стороны Кавказского хребта, но и с южной, вплоть до
побережья. Однако решение И.Г. Попова (21, л.12, 45), помещающего
аланский город в низовьях реки Риони, не находит своего подтверждения.
Автор, к сожалению, не привел необходимую аргументацию.
Вполне
обоснованной с исторической точки зрения представляется мнение о
локализации Алании на Крымском полуострове (Боспор). Информация
Георгия Мтацминдели подтверждает сарматское происхождение царской
династии Асандра — Аспурга на Боспоре. Причем, судя по всему, царь
Савромат I рассматривался самими аланами как племенной вождь, что
свидетельствует о сложной структуре Боспорского государства,
представляющего из себя единый организм государственных структур и
окружающего ираноязычного мира. С.Н. Малахов (28, с. 168), возражая Э.
Брайеру, помещавшему «трапезундскую Аланию » в Крыму (Боспор,
Херсонес), считает, что нет исторических сведений о такой Алании.
Вполне справедливое отрицание Алании в Крыму как центра христианской
церкви, не может служить основанием для подобного вывода исследователя.
На протяжении практически всего средневековья аланы на полуострове
отмечены во многих источниках, а Иосафат Барбаро (XV в.) прямо
указывал, что за Каффой (Феодосия) лежала Готия, за которой
начиналась Алания. Венецианец, отмечая смешение готов и алан, говорил
о первенстве последних в освоении данных территорий.
Источники
еще раз подтверждают этническое родство сармато-алан Боспора, Кавказа
и современных осетин; в отношении последних некоторыми авторами
(напр., И.М. Мизиев) были высказаны противоположные суждения,
отделяющие осетинскую историю от истории их прямых предков.
ЛИТЕРАТУРА 1. Религиозные верования абхазцев //ССКГ. Тифлис, 1871. Вып. V, ч. 111. 2. Попов И. Г. Аланы — предки современных осетин //Архив СОИГ11. Ф. I, Он I, д. 28. 3. Услар П. Начало христианства в Закавказье и па Кавказе //ССКГ. Тифлис, 1869, Вып. II. 4. Моисей Xоренский. История Армении. М., 1893. (Перев. И.О. Эхмина) 5. Армянские источники об аланах. (Документальные материалы и комментарии). Крепли, 1985 г. Вып. 1. 6. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. 7. Габриелян Р. Л. Армяно-аланские отношения (I-Х вв.). Ереван, 1989. 8.
Джиоев М. К. Сведения древнеармяиских агиографических памятников об
алано-армянских связях //Аланы и Кавказ. Владикавказ-Цхинвал, 1992. 9. Пфаф В. Б. Материалы для древней истории осетин //ССКГ. Тифлис, 1870. Выи. IV, И. 10.
Жизнь Картлийский царей. Извлечения сведений об абхазах, народах
Северного Кавказа и Дагестана. М., 1979 (Перевод с древпегрузин-ского,
предисловие и комментарии К.В. Иулая). 11. Гаглойти Ю. С. Алано-Георгика. Сведения источников об Осетии и осетинах //Дарьял, 1992, №2. 12. Георгий Мтацминдели. Житие святых. (Перевод М. Джанашвили)// СМОМПК. Тифлис, 1899. Вып. 26. 13.
Яценко С. А. Сиракский союз в Прикубапье (Проблемы увязки
археологических и письменных источников)// Древности Кубани (материалы
научно-практической конференции). Краснодар, 1991. 14. Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому //ЖМНО, 1883 (март.). 15. Кузнецов В. А. Алано-осетипские ЭТЮДЫ. Владикавказ, 1992. 16.
Догузов К. Г. К вопросу о расселении алан на Кавказе в раннем
средневековье //Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. В......
2. 17. Гадло Л. В. Византийские свидетельства о Зикхской епархии как
источник по истории Северо-Восточного Причерноморья //Из истории
Византин и византиноведения. Л., 1991. 18. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М., 1898. 19. Кулаковский Ю. Керченская христианская катакомба 491 года// MAP. Спб., 1891, №6. 20.
Берлиозов П. Г. Ранние аланы Северного Кавказа (по материалам
погребений II в. до н.э. — III в.п.:).) — Дисс. канд. ист. наук. Л.,
1990. 21.Харматта Я. К истории Херсонеса Таврического и Боспора// Античное общество, М., 1967. 22. Высотская Т.Н. Поздние скифы в Крыму. — Дисс. докт. ист. наук. М., 1988. 23. Масленников А. А. Население Боспорского государства в первых веках н.э. М., 1990. 24. Барбаро и Коптарини о России. Л., 1971. 25. Помяловский И. В. Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. Спб., 1881. 26. 3ураев П. Л. Северные иранцы Восточной Европы и Северного Кавказа (савроматы, скифы, сармато-аланы, анты, яссы и осетины). Нью-Йорк. 1966. Т.1. 27. Якобсон Л. Л. Крым в средние века. М., 1973. 28.
Малахов С. II. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в
XII-XVI вв. //Аланы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1991. 29.
Яценко С. Л. Аланы и Рим в Северном Причерноморье в начале II в. н.э.
// Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и
средние века. Тезисы докладов VI научной конференции. Ростов-на-Дому,
1992. 30. Константин Багрянородный. Об управлении государством
//Развитие этнического самосознания славянских пародов в эпоху раннего
средневековья. М., 1982.
Материал взят из книги С.П. Таболова "Аланы. История и Культура". Изд. 1995 год.
|
Категория: Аланы | Добавил: ALANIUS (25.11.2007)
|
Просмотров: 1904
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
| Статистика
| |
Сейчас на сайте: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|
|