|
![](/.s/t/811/13.jpg) | | ![](/.s/t/811/15.jpg) |
|
АЛАНЫ. ВАНДАЛЫ. СВЕВЫ
АЛАНЫ. ВАНДАЛЫ. СВЕВЫ
Аркадий ГАЙСИНСКИЙ
1 В
статье «Заметки по истории алан» («Дарьял», №5, 2004) были рассмотрены
в самом общем виде роль и значение народа алан(асов) в истории Европы.
Мы коснулись также и одного из спорных моментов их прошлого - союза с
племенами вандалов и свевов. В настоящей работе вопросы, связанные с
существованием указанного союза, представлены под более широким углом
зрения.
2
К 370-му году
гунны вышли к берегам Дона и Кубани. Считается, что отступившие на
запад под гуннским давлением аланы остановились где-то в районе Рейна и
здесь договорились с местными племенами о совместных действиях, то есть
образовали союз, но ответа на вопрос: кто был его инициатором, что
привело к согласию между аланами, вандалами и свевами - нет. В 406 г.,
начав своё движение от Рейна на запад, уже соединённые силы алан,
вандалов и свевов через три года, преодолев сопротивление гальских
племён, завоевали значительную часть Иберийского полуострова.
Захваченные ими земли были распределены между пришельцами следующим
образом: аланы заселили Лузитанию (нынешняя Португалия) и земли Нового
Карфагена (восточная часть Испании), а вандалы и свевы - соответственно
восточную и западную Галисию (северо-запад Испании). В 428г.,
освоившись в Испании, аланы и вандалы предприняли успешный
завоевательный поход в Северную Африку и образовали здесь известное
Вандальское королевство. Обратим внимание на замечание Исидора
Севильского: «Когда же вандалы перешли в Африку, Галисия осталась во
владении одних только свевов».
3
Но
почему причины указанного союза учёные считают непонятными? Казалось
бы, ну что здесь непонятного: пришедшие с востока аланы поведали
местным племенам о гуннской опасности и те, доверившись пришельцам,
решили объединиться с ними для отпора завоевателям - действительно,
такую задачу гораздо легче решать совместными усилиями, но объединённые
силы направились, как оказалось, в совершенно противоположную от
наступающего противника сторону с явной целью - найти новые места
жительства. Непонятно и другое: почему вандалы и свевы встретили
вторгшихся в их пределы аланов с распростёртыми объятиями - ведь
свидетельств ни о больших, ни о малых столкновениях между «германцами»
и совершенно отличными от них во всех отношениях аланами - нет. Кроме
того, сведения о появлении аланов и сарматов на берегах Рейна относятся
ко времени, ставящему под сомнение связь аланского здесь появления с
приближением гуннов к местам их прежнего обитания. Известно, что
римский император Аврелиан в 270г. «дал решительное сражение свевам и
сарматам и одержал блестящую победу». Но если, не отступая от принятой
точки зрения, считать свевов германцами, то мы снова возвращаемся к
вопросу: что влекло друг к другу этнически разнородные племена и почему
свевы объединялись с сарматами? Через два года, подавив восстание в
Пальмире (Набатея), тот же Аврелиан устроил пышный триумф, на котором
кроме многого прочего, демонстрирующего мощь римского оружия,
присутствовали «восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из
варварских племен, – блеммии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии,
индийцы, бактрийцы, иберы, сарацины, персы, – все с произведениями
своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы,
германцы со связанными руками как пленники». Аврелиан действительно был
хорошим полководцем и всего за четыре года пребывания на императорском
посту, очень много сделал и для возврата потерянных империей владений,
и для укрепления её границ. Но где он воевал с аланами и роксоланами?
Ведь до того времени, когда они под натиском гуннов отступили на запад
и стали потенциальными врагами Рима, должно было пройти ещё почти 100
лет! При этом римляне каких-либо военных действий в указанный период на
территориях, где проживали аланы, не вели, что достоверно известно, и
напрашивающийся вывод один - на европейских восточных границах Римской
империи аланы находились не позднее второй половины 3-го века.
4
В
алано-вандальско-свевском союзе вандалы занимали, очевидно,
главенствующую роль, судя по тому, что эти три народа упоминаются в
истории под обобщающим именем вандалы. Да и королевство, образованное
союзниками в северной Африке как продолжение европейских завоеваний,
называлось вандальским, хотя его предводитель носил титул «rex
Vandalorum et Alanorun» - «король вандалов и аланов». Большинство
авторов, упоминающих свевов и вандалов, указывают, что эти племена
принадлежали к германским, иногда уточняя: к восточно-германским,
зарейнским (имея в виду восточный берег Рейна). Не будем злоупотреблять
цитированием и приведём обобщающую точку зрения: «Вандалы - это
германский народ, как сообщают Плиний, Светоний Транквилл и Корнелий
Тацит, а жили они по реке Вандалу. Река эта названа по имени их царицы,
добровольно утопившейся там в жертву богам за одержанную победу; теперь
она называется Истулой и Вислой. Эта связь вандалов с Вислой легла в
основу пространного труда «История двух Сарматий» польского историка
Матвея Меховского, относившего вандалов и свевов к тому же этносу, что
и поляков: «В тех местностях Великой Польши и Силезии лехиты, они же
поляки, размножились, волей божьей весьма возросли числом и наполнили
Вандалию, то есть Польшу, у реки Вандала, ныне именуемой Вислой, а
также Померанию, Кассубию и всю область по Германскому морю, где ныне
Марка, Любек и Росток, вплоть до Вестфалии. Они получили разные
наименования, соответственно разным местам жительства. Те, что жили у
реки Свевы (по-тевтонски Спре или Спревы), названы были Свевы. Другие
близ них - от хижин и куч, которые на своем польском языке они зовут
бруги (brogi), стали именоваться бургунды. Так и с прочими: древляне и
травяне (drzewiane et trawiane) получили имя по обилию дерева и травы».
Иными словами, по Меховскому, и свевы, и вандалы - суть потомки славян;
с ним согласен и Прокопий, писавший о том, что германцы всегда считали
свевов, вандалов и их союзников славянами. Однако версии славянского
происхождения свевов и вандалов противоречат сведения многих источников
- в частности, написавший в конце 8 в. «Историю лангобардов» Павел
Диакон, сообщает о событиях полувековой для него давности: «вандалы,
жившие в Скифской Скандинавии, когда размножились настолько, что земля
их не могла вместить, решили уменьшить населенность уходом третьей
части жителей... и действительно третья часть вандалов... ушла с
острова…» Как видим, Павел Диакон далёк от возможного славянства
вандалов и считает, что они пришли на Рейн из «Скифской Скандинавии», и
называет её «островом», под которым мы понимаем нынешний Скандинавский
полуостров. Вместе с тем имеются серьёзные основания сомневаться в том,
что под «Скифской Скандинавией» должно разуметь североевропейские
территории - известный русский историк Д.И. Иловайский, основываясь на
анализе множества источников, высказал следующее соображение: «Но, по
всей вероятности, это название (Скандинавия - А.Г.) перешло на север из
более южных стран, точно так же, как и название Скифия, которое
постепенно видоизменялось и иногда получало весьма широкое применение.
В тесном смысле это была нынешняя Южная Россия, в обширном - пределы ее
на севере простирались до берегов океана, на востоке терялись в степях
Средней Азии. Впоследствии это имя, если не в чистом, то в
видоизмененном виде, сохранилось за некоторыми странами и,
преимущественно, за Скандинавией или Скандией. Мы позволяем себе
следующую догадку: не отсюда ли происходит и то недоразумение, на
котором основан столь распространенный в средние века обычай
производить народы из туманной и едва известной Скандинавии? Если и
можно назвать какую страну истинной, а не мнимой vagina gentium, так
это древнюю Скифию в ее тесном смысле, то есть южную половину России с
прилегающими к ней частью Дунайской равнины и Карпатской областью.
Здесь, еще по известию Геродота, обитали столь многие народы. Отсюда
они постепенно расселялись на север и на запад. Впоследствии, когда имя
Скифии перенесено было на отдаленные берега Северного моря, с этими
берегами смешались воспоминания о Скифии как о древнем отечестве, и
летописцы начали эти воспоминания приурочивать преимущественно к
Скандинавии». Такой подход объясняет многие сообщения источников,
касательных истории Древней Европы, в том числе и знакомую нам
информацию Павла Диакона, которая должна быть рассмотрена под углом
зрения общим с «Сагой об Инглинах», в которой её автор, основываясь и
на письменных источниках, и на устных преданиях, рассказал о том, что в
начале нашей эры часть асов (аланов) во главе с вождём Одином
переместилась из районов Северного Причерноморья на европейский север.
Напомним начальную главу саги: «Круг земной, где живут люди, очень
изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие
моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда.
От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море.
Он разделяет трети света. К северу от Черного моря расположена Великая,
или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше
Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных
Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная
часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции
много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там
есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных
народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера, с гор, что
за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название
которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она
впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной
Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к
востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой. Страна в Азии
к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а
столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался
Одином. Там было большое капище».
5
Жилище
Ванов, как повествует сага, располагалось там, где: «С севера, с гор,
что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное
название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль или
Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась
тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света.
Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой».
Вместе с тем, страной Ванов называлось и древнее царство Урарту,
представлявшее собой интеграцию нескольких племенных объединений, самым
большим из которых, судя по параллельному названию государства, были
ваны. Очевидно, после разрушения в 6 в. до н.э. царства Урарту
мидянами, оставшиеся ваны перешли в район нижнего течения Танаиса
(Танаксвиль), который стал известен и как Ванаквисль (река Ванов). Но
если «местность у устья Танаиса (Дона) называлась тогда Страной Ванов,
или Жилищем Ванов», то получается, что Страна Ванов граничила со
страной Асов, потому что именно в районе устья Дона располагался храм
Асов (Азов). Вполне объяснимо, что первые контакты между пришельцами и
коренными жителями были военными: «Один пошел войной против Ванов, но
они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была
то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг
друга», и здесь под «странами» следует понимать: Страна Ванов -
"местность у устья Танаксвиля», Страна Асов - «Страна в Азии к востоку
от Танаксвиля» - об этом совершенно определённо говорится в саге.
Однако здравый смысл взял верх: «И когда это и тем и другим надоело,
они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись
заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его
Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из
него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе
с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а
Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир
пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем». Поэтому должен быть
сделан вывод не просто о контактах между асами и ванами, а о контактах
тесных и длительных, имевших место в Скифской Скандинавии,
расположенной, однако, не «на отдалённых берегах Северного моря», а «на
южной половине России». Очевидным следствием таких контактов стало
приобретение ванами определителя к своему национальному имени,
указывающего на их связь с асами- аланами: их стали называть именем
«ван-аланы», дошедшем до нас в форме «ван-д-аланы» (вандалы).
6
К
истории иногда следует подходить, как к математике, в которой, чтобы
что-то доказать нужно привести тысячу примеров, а чтобы опровергнуть -
один: Вильгельм Рубрук, путешествовавший по Восточной Европе в середине
13 в., писал в своей книге, которая так и называется «Путешествие в
Восточные страны»: «Итак, вышеупомянутая область Цезария окружена морем
с трех сторон, именно с запада, где находится Керсона (Херсонес), город
Климента, с юга, где город Солдаия, к которому мы пристали, он вершина
области, и с востока, где город Маритандис, или Матрика (Тмутаракань),
и устье моря Танаидского. Выше этого устья находится Зикия, которая не
повинуется татарам, а к востоку - свевы и иверы, которые [также] не
повинуются татарам». Согласно этому сообщению свевы находились
восточнее Зикии, а Зикия, и это достоверно известно, соседствовала с
Матрикой (Тмутараканью): «Должно знать, что вне крепости Таматарха
имеются многочисленные источники, дающие нефть. Следует знать, что в
Зикии… имеются девять источников, дающих нефть», - читаем у Константина
Багрянородного. Можно, разумеется, расположение Рубруком свевов к
востоку от Зикии объявить его ошибкой, как это в подобных случаях и
делается, но обратим внимание на то, что Рубрук абсолютно точен в
локализации упоминаемых им географических объектов и невозможно
объяснить, почему именно в отношении свевов он допустил такую очевидную
оплошность - это во-первых, а во-вторых, есть основания полагать, что
Рубрук описал действительное положение вещей. Для того чтобы убедиться
в этом, в очередной раз обратимся к «Саге об Инглинах». Важно
представлять, что в соответствие с текстом саги и ваны, и асы жили в
Великой Швеции (Великая Свидьод - Suidiod): ваны - в устье Танаиса, а
асы - к востоку от него. «Великая Швеция» выступает как название,
объединяющее различные территории, располагавшиеся к северу от Чёрного
моря, и, следовательно, как общее имя народов, на них проживавших: в
этом убеждаемся, исходя из того факта, что переместившиеся на север
Европы асы назвали новые места обитания также Швецией - Малая Свидьод.
Но дальнейшие рассуждения будут, очевидно, непонятны, если мы не
сделаем уточнение, касающееся самого этнонима «шведы»: важно понимать,
что в том виде, в каком это слово предстоит перед нами, оно является
русской транскрипцией древнего названия жителей Свеонии. Указанное,
наиболее фонетически близкое к первоисточнику транскрипирование
(Suidiod-Сведиод-Шведиод), произошло, по всей видимости, во времена
Позднего Средневековья, потому что русские летописи ещё 13-14 вв. знают
свеев, а не шведов: «Те варяги назывались Русь, как другие называются
Свеи, а другие Оурмани, Англяне, а иные Готы»; соответственно, страна,
где проживали свеи, называлась у русских Свеонией. В «Бертинских
летописях», которые, кроме прочего, рассказывают о том, что в 829 г.
греческий император Феофил отправил посольство к королю франков
Людовику Благочестивому, сочетание, которое переведено на русский как
«шведское племя» в подлиннике выглядит «eos gentis esse Sueonum». Таким
образом, соотнеся сообщение Рубрука о том, что свевы обитали «восточнее
моря Танаидского» (Азовского моря, куда впадает Танаис-Дон), с
указанием Снорри Сторулсона на то, что по территории Прашвеции
(Свеонии) протекала река Танаис, мы можем и должны сделать вывод о том,
что прародиной свевов была упомянутая местность, а само определение
«свевы» есть одна из прошлых транскрипций того национального имени,
которое в современном русском языке звучит как «шведы». Можно привести
ещё одно доказательство в пользу приведенных рассуждений. О стране
свеонов (Sueonum) на юго-востоке Европы задолго до Рубрука знал
Страбон: «К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду
(располагалась на месте нынешнего Сухуми - А.Г.), принадлежат и свеоны,
которые превосходят своих соседей могуществом; и, быть может, они почти
что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае, они
господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины
Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой. У них есть царь и совет из 300
человек, как говорят, они могут выставить войско до 250.000 человек.
Действительно, вся народная масса представляет боеспособную, хотя и
неорганизованную силу. В их стране, как передают, горные потоки
приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами.
Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Некоторые называют их
также иберийцами - одинаково с западными (т.е. Пиринейская Иберия
сост.) - от золотых россыпей, находящихся в обеих странах. Свеоны
применяют для наконечников стрел яд удивительного действия, который
своим запахом приносит мучения даже не раненым отравленными стрелами.
Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и
незначительные пространства земли» (Страбон. География в 17 книгах.
«XI, II, 19»). Мы уже привели доказательства тому, что между этнонимами
«eos gentis esse Sueonum» (свеоны) и свевы можно провести знак
равенства. Кроме того, замечание Страбона, что «некоторые называют их
также иберийцами», сравним с таковым у Рубрука о соседстве свевов и
иверов: «…выше этого устья находится Зикия, которая не повинуется
татарам, а к востоку - свевы и иверы, которые [также] не повинуются
татарам». Так ли уж случайно сочетание «свеоны - иверы» у Страбона с
подобным «свевы - иверы» у Рубрука при том, что и тот, и другой
описывают близко расположенные друг к другу местности, которые в
прошлом были одной страной? Страна эта, существующая до настоящего
времени и известная как Сванетия, расположена, практически, там, где и
располагалась во времена Страбона. Таким образом, свевы - это имя
одного из асских (аланских) племён, оставшихся на своих исконных
землях. Относительно их соплеменников, перебравшихся на север Европы,
имела место ситуация в определённой степени обратная рассмотренной:
поскольку новые места обитания они продолжали называть Швецией
(Свеонией), со временем этноним «асы» был вытеснен этнонимом «шведы»
(«свеи, свеоны»).
7
И ещё
один вопрос, связанный с историей алан (асов), должен быть поставлен и
предложен для объяснения. Основой этого вопроса является известное
сообщение готского историка Иордана о продвижении готов к берегам
Азовского моря: «С этого самого острова Скандзы… по преданию вышли
некогда готы с королём своим по имени Бриг… Лишь только, сойдя с
кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали название тому месту.
Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза… Вскоре они
продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по
берегам океана (Балтийского моря)… Тогда же они подчинили их соседей
вандалов, присоединив их к своим победам. Когда там выросло великое
множество люда, а правил всего только пятый после Берига король
Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с
семьями двинулось оттуда в поисках удобнейших областей и подходящих
мест для поселения, он пришёл в земли Скифии, которые на их языке
назывались Айум… Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю
часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем». Вместе с тем, историк
гораздо более именитый, чем Иордан, - Иосиф Флавий считал готов
скифами, чем вызвал недовольство Иордана и следующий по этому поводу
пассаж: «Иосиф, правдивейший рассказчик анналов, который всюду блюдёт
правило истины и раскрывает происхождение вещей от самого их начала,
опустил неведомо почему сказанное нами о началах племени готов.
Упоминая лишь о корнях их от Магога, он уверяет, что зовутся они
скифами и по племени, и по имени». Мы же заметим, что Иосиф Флавий, по
той причине, что жил на 5 веков ранее Иордана, не мог ознакомиться с
его мнением «о началах племени готов» и имел своё, надо полагать,
небезосновательное, несмотря на то, что не знал приведенной упомянутым
Иловайским лингвистической последовательности: «Точно также гиты, геты,
готы и гуты суть видоизменение корня «гьгя», которое мы сближаем с
«кыт» (в названии Скифы). Звук «г», как известно, легко переходит в
«к», а букву “с” считаем приставочною в слове Скиты. Что у Греков
«Скиты» могло быть видоизменением слова «Геты» или «Гиты» с приставкою
“с” по эолийскому произношению, было высказано еще Салмазием,
лейденским профессором в XVII веке». Но скандинавское происхождение
готов отрицал не только Иосиф Флавий. В комментариях к упомянутой
работе Меховского имеется такое замечание: «Что касается существа
затронутого нашим автором (Меховским - А.Г.) «готского вопроса», то,
несмотря на… преобладание пангерманской трактовки его, исходящей из
Иордана, новейшие археологические исследования позволяют наметить иное
решение. Мы имеем в виду насыщенную фактами работу В.И. Равдоникаса
«Пещерные города Крыма и готская проблема в связи со стадиальным
развитием северного Причерноморья» (Готский сборник, Известия ГАИМК, т.
XII, вып. 1-8, 1932, стр. 5-106). Анализируя данные последних раскопок
в Крыму и сопоставляя их с иными доныне известными материалами, В.И.
Равдоникас решительно отрицает происхождение крымских готов из
Скандинавии или Прибалтики, а вместе с тем ставит под сомнение и
этническое единство готов вообще и старую методологию в решении готской
проблемы». Следовательно, «этот самый остров Скандза», из которого «по
преданию вышли некогда готы с королём своим по имени Бриг» и «Скифская
Скандинавия» Павла Диакона были «древней Скифией в ее тесном смысле, то
есть южной половиной России» или, по Иордану, «крайней частью Скифии,
соседствующей с Понтийским морем». Но тогда к истории готов следует
подходить с той же позиции, что и к истории асов, обитание которых на
севере Европы стало результатом миграции с юго-восточных её окраин, а
отсюда уже и недалеко до вывода о том, что готы пришли в Малую Свеонию
(Северную Скадинавию) вместе с асами. А может быть это разные имена
одного и того же народа?
8
После
прочтения этой стати у читателя может сложиться впечатление о
«паналанстве» автора. Но автор ни имеет отношения к аланам ни по
национальной принадлежности, ни по месту жительства, ни по месту
работы. Приведенные рассуждения стали результатом только анализа и
сопоставления сообщений, представленных в исторических источниках.
Излишне повторять известное: мерой любой гипотезы, в том числе (а может
быть, прежде всего) исторической, является количество разрешённых ею
противоречий: иными словами то, насколько больше она объясняет по
сравнению с другими, предметно родственными ей. Выводы Д.И.
Иловайского, что «имя Скифии перенесено было на отдаленные берега
Северного моря, с этими берегами смешались воспоминания о Скифии, как о
древнем отечестве, и летописцы начали эти воспоминания приурочивать
преимущественно к Скандинавии», накладываясь на убеждение Г.В.
Вернадского «о последовательности этнического и расового напряжения» и
на то предположение Тура Хейердала, что предки нынешних норвежцев,
датчан и шведов в древнейшие времена проживали в районах Северного
Причерноморья и Кавказа под именем асов, и отсюда они в середине 1 в.
н.э. переместились на север Европы, предводимые вождём, которого звали
Один, становятся составляющими той формулы, с помощью которой можно
будет получить ответы на многие, уже несколько веков существующие
вопросы, связанные с образованием европейских наций. Всякий этнос с
течением времени разделяется на этнические группы (племена), поскольку
внутри самого этноса имеют место различные условия существования.
Разделение на племена у асов имело дополнительную причину: уход их
части из исконных мест обитания на новые. Несомненно, что такому
решению предшествовали серьёзные разногласия, в значительной степени
ускорившие процесс разобщения этноса, в результате чего появление на
исторической сцене таких народов как аланы, вандалы, свевы, готы не
связывали с асами. Впервые национальное имя «аланы» упоминается у
Иосифа Флавия и Страбона в работах, относимых к 1 в., то есть к тому
(повторимся), указанному в «Саге об Инглинах» времени, когда, ведомая
Одином, часть асов покинула Северное Причерноморье. То мнение, что
Страбон опирался на более ранние источники (2 в. до н.э.) является
предположительным и никак не связано с аргументами в пользу гораздо
большей, чем рубеж эпох, древности этноса «асы». Зафиксированное в
исторических хрониках продвижение перечисленных племён (в данном случае
на запад) было сродни таковому у, например, аваров, гуннов, монголов.
Но если даже ставить появление алан в Центральной Европе в зависимость
от гуннского нашествия, то это будет также относиться и к этнически
близким к ним вандалам и свевам, что делает понятным и причину
образования, и продолжительность алано-вандальско-свевского союза,
участники которого, пожалуй, единственные в мировой истории, кому
удалось преодолеть всю Европу с востока на запад и закрепиться на её
крайней западной оконечности.
|
Категория: Аланы | Добавил: ALANIUS (25.11.2007)
|
Просмотров: 1416
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
![](/.s/t/811/19.jpg) | | ![](/.s/t/811/21.jpg) |
|
![](/.s/t/811/7.jpg) |
| Статистика
![](/.s/t/811/10.gif) | |
![](/stat/1739115633)
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
![](/.s/t/811/12.jpg) |
|