|
| | |
|
АЛАНЫ В СИБИРИ
АЛАНЫ В СИБИРИ
A.M. Малолеткo (Томск)
Пребывание
ираноязычных групп на юге Сибири с эпохи бронзы до конца I тыс. н.э.,
пожалуй, уже не вызывает сомнений у большинства исследователей.
Дальнейшее развитие иранской темы ставит вопрос о выделении в иранской
среде древности этнических групп и определении этнической
принадлежности носителей археологических культур. Впервые нами была
высказана версия об аланах в среде древних иранцев Сибири и сделана
"привязка" их к конкретной археологической культуре. Версия основана на
анализе топонимических, фольклорных, этногеографических,
картографических, археологических и других исторических источников.
Топонимы
аланского типа образуют довольно четкий ареал, охватывающий Вост.
Алтай, Шорию, Хакасию и Туву. Здесь имеются гидронимы, в составе
которых участвуют типично осетинские (ретросп. аланские) географические
термины со значением "вода, река" - дан, тон. Это Чадан и Арадан в
Туве, Тондан (по чертежу 14 в работе С.У. Ремезова, 1701 г.; ныне
Тайдон в Кемеровской области), Тойдан, приток Абакана (лист 23 работы
С. У. Ремезова, 1701 г.; ныне название утеряно), Кобадан (XVIII в.;
ныне Куйдан) - приток Телецкого озера, Саратан, Асратан на Алтае,
возможно, Ортон в Кемеровской области.
В языке тувинцев,
хакасов, шорцев, алтайцев имеются лексемы аланского происхождения, из
которых наиболее показательны дигор. alacq, шор., алт. алычык
("шалаш"); алан, zonug, телеут. чанак, шор. шанак ("сани"); осет. игар,
йегар, куманд. игир, эгир, эгер ("охотничья собака").
В
фольклоре шорцев сохранились сюжеты, которые перекликаются с сюжетами
осетинского нартского эпоса: богатыри, называемые аланами (алынами,
алан-кижи), "молотки перекидывали через гору" Тойнаг-Айгине. В языке
сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская
сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское) нарт
("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава"). Согласно шорскому фольклору,
аланы одеты в железные панцири, вооружены мечами, копьями, луками.
Пасут огромные табуны коней. Живут в подземных жилищах, куда ведет
коридор с тремя или семью ступенями. Аланы хоронили покойников в
глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня.
В
фольклоре нарымских хантов фигурируют планы (йаланы) - богатыри с
железной кожей и острой головой (искусственная деформация черепа?).
Остроголовые всадники хантами воспринимались как духи, которые могли
спускаться на коне с неба и подниматься вверх. Чтобы ребенок стал
планом, он должен иметь деформированную голову. Обычай искусственной
деформации головы проник на юг Западной Сибири в первые века новой эры
и бытовал здесь до конца VIII в. н.э.
Картографические
материалы разных периодов также донесли до нас имя алан. На карте Г.
Меркатора (1595 г.) между Уралом и Алтаем (на месте Казахского
мелкосопочника) показаны "Alani Monies" ("Аланские горы"). На карте
"Хорографической чертежной книги", с. 44, составленной С. У. Ремезовым
в 1697-1711 гг. и изданной в Голландии в 1958 г., имеется надпись в
верховьях Енисея: "киргизы немирные, яринцы и аланы" (выделено нами.
-А. М.). На листе 17 "Чертежной книги Сибири", составленной тем же
картографом в 1701 г., в правобережье Верхнего Енисея показаны юрты и
сделана надпись "Alan", а ниже- "Аланска". На современных картах эта
надпись накладывается на бассейны правых притоков Енисея - рек Хут и
Сейба, между истоками р. Ус и долиной р. Сыстиг-Хем. На западе эта
территория граничит с долиной р. Арадан. На современных государственных
каргах среднего масштаба в левобережье Енисея между pp. Джой и Уй выше
Минусинска (район Саяно-Шушенской ГЭС) невысокий горный кряж подписан
"хребет Алан". Этот "хребет" имеет две вершины, которые на картах более
чем столетней давности названы одинаково - Брус (ср. иранские оронимы
Эльбрус, Эльбурс, Альбурз). В верховьях р. Антроп (приток р. Кондома;
Кемеровская область) еще в недалеком прошлом был поселок Верх-Аланск. в
8 км. южнее поселка Усть-Урез. Кстати, имя р. Урез, в устье которой
находится поселок, также имеет, по нашему мнению, иранское (сарматское)
происхождение.
Археологические материалы позволяют считать
аланов носителями тесинской культуры, которой некоторые исследователи
завершают тагарскую. В Хакасии в позднесарагашенское время тагарской
культуры (III в. до н.э.) зародилась, а в тесинское (II-I в. до н.э.)
получила развитие традиция коллективных погребений в склепах. На
Кавказе эта традиция проявилась позднее - в первые века новой эры
(катакомбы) и в V-VI вв. (склепы)- Устройство склепов, положение
погребенных на полу и нарах сближает погребальные комплексы Хакасии со
склепами Сев. Кавказа. Сходен и обычай перекрещивать ноги покойного
(как в Хакасии, так и на Кавказе). В различных местах Алтая и Саян были
найдены предметы, типологически близкие к таковым Салтовской культуры
Предкавказья (середина VIII - начало X в.), в формировании которой
аланы принимали участие.
Палеоантропологические материалы не противоречат версии о принадлежности тесинских памятников аланам.
Письменными
источниками засвидетельствовано давнее (первые века новой эры)
знакомство китайцев с аланами, которых они помещали в районе Аральского
моря (царство Яньцай, позднее Аланья). В монгольское время
аланы-христиане, более известные под именем асов, принимали активное
участие в военной и политической жизни Центральной Азии.
Остается
добавить, что среди хакасов и южных алтайцев до сих пор бытует фамилия
Аланов, происхождение которой, однако, нам неизвестно.
|
Категория: Аланы | Добавил: ALANIUS (25.11.2007)
|
Просмотров: 1731
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
| Статистика
| |
Сейчас на сайте: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|