IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Древность [3]
Новая история [12]
Гербы и флаги [15]
Культура Осетии [16]
Древние знания осетин [6]
Святые места Осетии [9]
Религии в Осетии [7]
Осетия в XV — начале XVIII в. [11]
Осетия в XVIII в. [11]
Осетия в пер. половине XIX в. [16]
Осетия во вт. половине XIX в. [5]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Осетия » Новая история

История Владикавказа
Переселение осетин на равнину, на русскую границу, началось еще в 60-х гг. XVIII века. Оно стало возможно после установления между Россией и Осетией добрых отношений в результате плодотворной работы первого осетинского посольства 1749 - 1751 годов. Вскоре после этого на границе с Осетией была построена русская крепость Моздок. Вокруг нее рядом с казачьими станицами появились и осетинские селения. В 1764 году в Моздоке открылась первая осетинская школа, которое имела немалое значение для культуры Осетии. Но особое значение в исторической судьбе осетин сыграло основание крепости Владикавказ.

В конце XVIII века Российский императорский дом решил основать между Моздоком и подошвой Главного Кавказского хребта сильное укрепление, призванное запереть вход в Дарьяльское ущелье. В 1784 году при самом входе в горные теснины, возле осетинского селения Дзауг (Дзауджикау), была устроена крепость, которую императрице Екатерине II угодно было именовать громким именем «Владикавказ», которое одни исследователи склонны истолковывать как «Владыко Кавказа», другие – «Владей Кавказом»

Непросто складывалась судьба Владикавказа. Через три года после основания крепости последовал приказ об упразднении ее. Однако России необходимо было налаживать связь с Закавказьем, поэтому правительство вновь приступили к восстановлению крепости и строительству укреплений вокруг нее. Владикавказ должен был явить собой своего рода ворота великих трасс, торговых и военно-стратегических, которые проходили через Осетию с незапамятных времен. При выборе места немалое значение имело наличие реки, которая выступала в качестве надежной естественной преграды.

Первые детальные описания крепости Владикавказ оставили путешественники, преимущественно военные. Для историков города безусловную ценность представляет каждая характеристика: «Владикавказ – самая важнейшая крепость на всей Кавказской линии; местопребывание генерала, носящего титул коменданта сей крепости и командующего всеми укреплениями… на ней расположенными. Владикавказ стоит на равнине… на правом берегу р. Терек. Огромный форштадт облегает со всех сторон земляную крепость, в которой находятся казенные здания. Населен тремя Кавказскими линейными батальонами. Строения во Владикавказе довольно красивой наружности… При некоторых домах есть сады. Лавок немного, но для нужд жителей достаточно, ибо в оных можно найти все необходимое и даже предметы роскоши»

Существующие постройки (солдатские казармы, караульная кордегардия, дом коменданта, полковая канцелярия и даже несколько мелочных лавок) были предназначены для обеспечения жизнедеятельности военной крепости. Что касается его населения, то его первоначально составляли: «Гарнизон, несколько мелочных торговцев и маркитантов для удовлетворения потребностей этого последнего и немногих осетинских семей вне укрепления являются ее единственными жителями».

«Осетинское подворье», «Осетинский форштадт». «Владикавказский аул», «Осетинская слободка», - так называли в разные годы осетинское поселение у южных фасов крепости, которое издревле входило в старый крепостной форштадт. В 1814 году для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости и в целях миссионерских здесь, на холме, возвышающемся над всем Владикавказом, была построена маленькая деревянная церковь, которая в 1823 году была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы (рис. 49). До постройки других церквей во Владикавказе (рис. 49 а) она одна обслуживала более полстолетия почти все православное население города. К ней принадлежали помимо осетин русские, грузины (до 1898 г.) и греки (до 1904 г.) до образования у последних своих приходов. Поэтому христиане всех национальностей с предпочтительным благоговением и любовью относились к Осетинской церкви, все считали ее своей. В путеводителях того времени она отмечалась «как старинное здание и единственное место, откуда открывается восхитительная панорама как на сам город, так и на его окрестности и величественную цепь гор». Здесь, проповедуя слово Господне на родном языке, служили настоятелями многие известные осетинские священники-просветители: о. Алексей Колиев, о. Михаил Сухиев, о. Алексей Гатуев и др.




Крепость Владикавказ, кроме прямого своего назначения, призвана была стать также оплотом христианства на Кавказе. Чтобы добиться этого, следовало особое внимание уделять просветительской деятельности. Еще в 1835 г. императором Николаем I была выражена «Высочайшая воля об открытии духовных училищ и военных школ при полках и батальонах». Согласно этому, в виде эксперимента, во Владикавказе решили открыть школу для детей от 8 до 12 лет «осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот». Это было первое светское учебное заведение, которое было открыто в 1848 г. при Навагинском полку.

Целью же духовного училища была подготовка священнослужителей, которые одновременно должны были учительствовать в церковно-приходских школах. Открытие училища состоялось 1 сентября 1836 г. Смотрителем его и учителем осетинского языка и Закона божьего был назначен благочинный ведомства Осетинской духовной комиссии протоиерей Шио Двалишвили, инспектором и учителем русского языка и арифметики – Григорий Мжедлов. Среди первых воспитанников училища были ставшие впоследствии не просто учителями, а принявшие деятельное участие в создании осетинского алфавита и осетинской книги – Василий Цораев, Георгий Кантемиров, Михаил Сухиев, Соломон Жускаев и др. Открытие училища выявило потребность в создании учебников осетинского языка. Решение этой проблемы взяли на себя переводчик коменданта крепости Петр Жукаев и учитель Григорий Мжедлов в тесном сотрудничестве с академиком Российской Императорской академии наук Андреем Шегреном . В результате появились на свет «Полная грамматика осетинского языка на двух наречиях» А. Шегрена, вышедшая в 1848 г., и «Псалтирь», изданный ученым в том же году в Санкт-Петербурге. Тогда же Мжедлов приступил к переводу Евангелия на осетинский язык. Так было положено начало вхождению Владикавказа в российскую науку.

В истории Владикавказа оставили заметный след многие выдающиеся люди своего времени. В 1847 году здесь побывал великий русский хирург профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов. Комендант крепости генерал-лейтенант Нестеров, хорошо зная о живом интересе Пирогова к жизни и быту кавказских народов, собрал у себя небольшое, но весьма интересное общество. Среди гостей были генерал-майор Асланбек Туганов и его младший брат Аслангирей (родные дяди выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова), молодой настоятель Осетинской церкви Аксо Колиев и его сподвижники Даниил Чонкадзе и Василий Цораев. Интересен факт, что пятьсот рублей, полученные им за операцию племянницы состоятельных Тугановых, великий хирург распорядился передать А. Колиеву «на нужды народного образования»

Внимание со стороны великого хирурга и покровительство его немало способствовали успехам Аксо Колиева в его просветительской деятельности. Совместно с В. Цораевым, М. Сухиевым, А. Аладжиковым и С. Жускаевым он занимался переводом богослужебных книг на осетинский язык. С 1857 г. он являлся деятельным помощником и духовным сподвижником И. Чепиговского – епископа Владикавказского и управляющего осетинскими приходами. Совместно они вели не только миссионерскую работу в отдаленных уголках Осетии, но и работали над составлением учебников и словарей осетинского языка, которые были так необходимы. В 1862 году с разрешения Святого Председательствующего Синода в переводе Аксо Колиева на осетинский язык была издана книга «Последования святого крещения". В том же году на свои более чем скромные средства он открыл в собственном доме одноклассную школу для девочек-осетинок, которые обучались здесь русскому и родному языкам, арифметике, географии, получали навыки рукоделия. В 1866 году она стала уже трехклассной.

Краткий визит Н. И. Пирогова во Владикавказ предрешил и определил на десятки лет развитие медицины в горном крае. Цитаделью ее вплоть до начала ХХ века оставался Владикавказский военный госпиталь, в котором укрепились традиции Николая Ивановича. Не случайно именно здесь был изобретен инъекционный шприц с полой иглой и риханотрефин, которым на протяжении десятилетий пользовались хирурги-отологи всего цивилизованного мира. Научно-практические конференции, проводившиеся здесь с 1847 по 1917 год, хирурги госпиталя благоговейно называли Пироговскими чтениями.

Долгие годы жизнь крепости, а впоследствии и города, была подчинена сложной военной обстановке на Кавказе. Поэтому рост населения и расширение границ Владикавказа происходили за счет новых военных поселений. Начало последним положил расквартированный здесь к 40-м годам славный Навагинский полк. Кроме того, что при нем в 1848 г. была открыта полковая школа, он первым занялся внешним видом будущего города, благоустроив первые улицы, скверы, бульвары, мосты.

Благодаря своим просвещенным устроителям, крепость становилась все более привлекательной для проезжающих через нее. Здесь оставил свой яркий след барон И. А. Вревский (рис. 52) в период своего пребывания во Владикавказе сначала в качестве командира Навагинского полка, а позднее – начальника Военно-Осетинского округа. Его деятельность отразилась не только на облике будущего города. Он привнес в в жизнь крепости легкий дух аристократизма. В 1845 г., получив назначение командовать Навагинским полком, купил себе дом на Главной улице. Современники отмечают, что «все приезжавшие в Тифлис и из Тифлиса были гостями Вревского. Тут можно было видеть цвет петербургского военного общества или, лучше сказать, армии. В его окружение на Кавказе входили: А. А. Столыпин-Монго, С. В. Трубецкой, Л. С. Пушкин, Р. И. Дорохов, Н. И. Вольф, Л. В. Россильон, декабристы М. А. Назимов, братья Беляевы, Н. И. Лорнер и М. Ю. Лермонтов»

Возглавляя «Комитет по разбору личных и поземельных прав жителей Владикавказского округа (1850 – 1852 гг.), он, кроме всего прочего, он вносил свой вклад и в просвещение горцев. Так, например, на содержание школы для местных жителей в с. Цми (Зарамагского прихода) им было пожертвовано 500 рублей.

С именем барона Вревского связано и сооружение Линейной церкви Навагинского полка, освященной 25 сентября 1855 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского (Александро-Невская церковь). Александро-Невская церковь возвышалась на Александровской площади, недалеко от места, где Александровская улица (ныне Тимирязевская) пересекала Московскую (ныне Кирова).

После смерти Вревского, постигшую его в сорок четыре года, благодарные владикавказцы в память об этом благородном человеке назвали его именем улицу, идущую от Терека к улице Армянской, но позднее она слилась с последней.

(Текст о Владикавказе Л. Засеевой)


Категория: Новая история | Добавил: BOGiev (03.12.2007)
Просмотров: 2091
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2024