IRISTON
Меню сайта
Категории раздела
Древность [3]
Новая история [12]
Гербы и флаги [15]
Культура Осетии [16]
Древние знания осетин [6]
Святые места Осетии [9]
Религии в Осетии [7]
Осетия в XV — начале XVIII в. [11]
Осетия в XVIII в. [11]
Осетия в пер. половине XIX в. [16]
Осетия во вт. половине XIX в. [5]
Форма входа
Реклама
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Осетия » Религии в Осетии

Религиозная принадлежность Алан и Осетин

Первое существенное проникновение чужеродной религии в горы Алании (но все же не в высокогорье Большого Кавказа-«Мировую Гору») начинается с начала X века. В 925 году в западной части Алании посредством византийских миссионеров происходит христианизация местного населения: строятся церкви, образуется Аланская епархия с центром в Ниже — Архызском городище (С. Н. Малахов, «К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII – XVI в. в. Аланы, Западная Европа и Византия», стр.149). Некоторыми «исследователями» утверждается, что христианство было принято большинством аланской элиты. Но это утверждение делается ввиду недопонимания религиозных
воззрений иронов-алан.


В свете разобранного нами представления осовершенстве Нартского космогоническогоединобожного учения, постижение которого было доступно именно «высшей» иерархической ступени иронов-алан-асов, можно сказать, что «соблазниться» христианской «догмой-спасением» должна была, в первую очередь, «низшая» прослойка иронов-алан (конечно же, в Средневековой Аалании, далекой от идеальности Нартского общества, были и недальновидные правители). Скорее всего, христианизация Византией Алании была взаимовыгодным политическим шагом: Ввизантийской империи нужна была военная мощь Алании, а придерживающимся культа «Балц» аланским правителям нужен был свободный выход в христианскую Еевропу (точно так же, из политических соображений, через многие годы верхушка Тагаурского общества Осетии принимает ислам от Кабарды, но в то же время не строит ни одной мечети (!) в горах Оосетии — продолжает молиться в святилищах).


Итак, можно сказать — только с Х века (но, никак не со II или IV в. н. э.) среди алан начинают распространяться идеи, неприемлемые самоотверженной и целеустремленной сущности «высшей ступени «Асов»: вместо «единого», «непостижимого», «безатрибутного», «непознаваемого», «бесконечного», «внеполого», «недосягаемого» Бога разносится идея о «триединстве Бога-отца, Сына и Святого духа». Фактически для сложившегосятысячелетиями миропонимания иронов-алан происходит «принижение» и «выделение» из «единого Бога-Вселенной» однополой триединой его части; «отрывается» от «священной бесконечности» Бога Его «твердь-плоть»; Бог становится не «все и вокруг — видимое и невидимое», включая Человека, а — только «духовно-избранное», невидимое, но «существующее во всем». Как следствие, все, что связано с земным-плотским («Мировая Гора»-«Майрæм»-«мать-природа-дракон»-Нартовская Сатана [хозяйка]), становится грешным, бренным и даже дьявольским; рождение ребенка — новой жизни-связывается с «первородным грехом», между тем, как у иронов-алан «зачатие ребенка — это «Божественное наслаждение», а крик новорожденного ребенка — «высшее проявление «Божественной радости»; новорожденного ребенка в Ас-Алании сопоставляют с «пробуждением весны», и ему посвящены отдельные (любимые) святилища и лучшие из праздников. То, что у иронов считается «приобретенным от Бога» с рождения — «Мады гуыбынæй» (дословно — из материнской утробы), приписывается заповедям «спасителя», а такие светлые понятия, как преданность (делам, памяти, идеям предков, земле-Родине, дружбе), справедливость, рыцарский кодекс, культ знаний «Балц» и т. д. вовсе упускаются. Взамен знаменитого Нартско-скифско-сармато-аланского военного искусства «один в поле — воин, а двое — уже войско» и понятия «мы скифы — все цари» приходит смиренное — «раб божий».


Зато с особой настойчивостью муссируется «судный день», идея «спасения и покаяния», отвергается единство поколений и их коллективно-наследственная ответственность перед потомками через догму: «сын за отца не в ответе», тем самым разрушается основная идея-смысл идеологии асов — «достойное продолжение рода». По тому, как христианству ничего не известно об информационном поле, «сложенном» из «бессмертных Разумов предков» — «Фарн»-е, становится ясным, что пришедшие на Большой Кавказ Византийские миссионеры встретились с не только в корне противоположными идеологическими представлениями, но и с глубочайшимизнаниями, недоступными и непостижимыми для христианского догматичного восприятия (вспомним — скифы от «гуыппырсар Боратæ» — «гипербореев» знали на две тысячи лет раньше христианской Европы, что земля круглая, а Евразийский материк омывается океаном и т. д.).

Из сказанного становится ясно, чтохристианская «пропаганда» в горах Большого Кавказа — обители храма-«дзуар»-а-«МировойГоры», охраняемого Мистерией Асов, изначально была обречена на провал. Отчасти неминуемому провалу христианскихмиссионеров должна была способствовать практика исполнения новоявленных ритуальных действий, когда взамен равноправного («перед Богом все равны») обращения-молитвы к Богу безпосредников (священнослужителей)навязывается «связь» с Господом через священников. Думается, определенную негативную роль в утверждении с начала X века среди алан христианской религии играли сами священники, образ которых сложился в глазах рыцарей-алан далеко не благородный и не достойный духовного лидерства.

Таким образом, всего через шесть лет после установления Аланской епархии «(…) цари аланов (…), приняли христианскую веру, но после (…) 931 года они отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византийским императором». (Ал-Масуди, Агусти Алемань, там же, стр. 347). [Об этом событии «полуученые-полумиссионеры» в последнее время, в связи с усилившейся христианской пропагандой, стараются умалчивать, — обозначают лишь дату установления Аланской епархии в 925 году, а с середины XI века гордо отмечают, что Алания выходит «…на 61 место среди автокефальных митрополий и значится после России». (С. Н. Малахов, там же, стр. 153)].


Факт изгнания христианской Аланской епархии из гор Большого Кавказа, очевидно, был ощутимым для Византии, так как: «… мы не встречаем сообщений о миссионерскойдеятельности [в Алании] на протяжении немногим более столетия, но следует полагать, что она продолжалась, поскольку в конце XI века по хрисовулу Алексея I Комнина (1081‑1118) и синодальному указу были объединены существующие митрополии Алании и Сотируполя [на границе Авасгии и Алании (вариант: Лазика)]». (Агусти Алемань, там же, стр.317).


Как связать «изгнание епископов исвященников» с «продолжениеммиссионерской деятельности»? Для ответа на этот вопрос выделим еще несколько фактов.

Первое: Обратим внимание на то, что изгоняют «епископов и священников» именно «цари аланов» и именно из гор и предгорий, то есть «изгоняющие» — аланы-асы, постигшие или приближенные к «Мистерии Асов», размещенной в священных горах Кавказа.

Второе: «… Сотириуполь был определен состоять навсегда кафедрою аланского архиерея, «так как митрополия сия (т. е. Аланская — С. М.) не имеет собственной архиерейской кафедры по той причине, что народ ее пастушеский» («Древние акты Константинопольского патриархата…», С. Н. Малахов, там же, стр. 159), то есть, не имеет городов.


Третье: в то же время достаточный археологический и летописный материал утверждает о многих городищах и даже городах, расположенных в горно-предгорной полосе Северного Кавказа, и полное их отсутствие в степной зоне, на рубеже X – XIV вв.

Делаем первый вывод: После неудачной христианизации аланских царей в элитной, оседлой горно-предгорной зоне Аасов-алан, византийские миссионеры более-менее удачно продолжили (переориентировали) свою деятельность в неэлитной, кочевой-степной части Алании-«Богатырей Алагата», ввиду удаленности и недостаточного (не восстановленного) влияния идеологии «Мистерии Асов» на свободных кочевников.


С одной стороны, судя по тому, что к десятке построенных в начале X века византийских храмов больше никаких христианских строений в последующем не прибавилось, можно считать, что среди «Царей алан» оставались антихристианские настроения. С другой стороны, следуя указу Константинопольской патриархии: «поставить Великий народ на путь истинный», но все же в безопасных и комфортных условиях, которых, увы, не было в засушливой степи, самым выгодным и удобным центром установления Аланской метрополии становился город, расположенный на удалении от «Мистерии Асов», но на «прямом контакте» со степными аланами.


Таким центром становится с 1084‑1105 гг. до конца 80‑х годов XIV в. город-крепость Сотириуполь (Лазика), с 90‑х годов XIV в. по 1461 г. — г. Трапезунд (это при том, что в эти времена степная Алания уже не существовала), а, затем, до конца XVI в., — город Севастия в Малой Азии. (С. Н. Малахов, там же, стр. 170). [При том, что уже больше двух веков остатки алан-асов удерживались в неприступной части «Кавказского перешейка», в чистоте сохраняя народные верования].

Вывод второй: Сложившееся в истории представление о существовании в домонгольский период в раздробленной Алании двух основных отдельных государственных образований (Западной и Восточной Алании) в корне неверно. Деление Аланиисоответствовало Нартской системе «дыууæ Нарты» (два Нартских рода) и представляло «верхнюю» оседлую горно-предгорную Аланию с идеологией Асов и «нижнюю» кочевую христианизированную Аланию. По-видимому, в укрепляющейся с IX – X векаАлании позиции восстанавливаемой МистерииАсов были еще недостаточно сильны, чтобы контролировать обширную степь. Поэтому, с проникновением в степь христианства происходит то, что когда-то произошло с Нартами: у «Солнечной идеологии» — «Сослан» — «отрубают» ноги-опору-степь. Аалания дробится на два противостоящих друг другу идеологических образования: одни аланы возвышают над собой «знамена-драконы», символизирующие мать-природу, знания и т. д., а другие аланы все чаще возвышают над собой «драконоборца».

Еще до татаро-монгольского нашествия Алания начинает разваливаться изнутри. Но еще хуже то, что аланы-степняки (а их было большинство), теряя «солнечную идеологию» «Сослан», так и не приняли до конца «христианскую идею» (да и не могли принять,так как продолжающим ощущать в себе кровь «любимых Богом Нартов» [«хуыцауы уарзон адæм»], «потомков Таргитая-Уастырджи», трудно было превратиться в «рабов божьих»). «… Аланы — христиане только по имени» [(Федор Аланский) Агусти Алемань, там же, стр. 316] «… не знали ничего, имеющего отношенияк христианскому обряду, за исключением только имени Христова…» [(Гильом де Рубрук) А. А., там же, стр. 216]. Теперь обратим внимание на то, что во многих летописных материалах периода монгольского владычества служащие у них воины-аланы упоминаются как «христиане». Нам также известен факт участия не всех алан в борьбе с татаро‑монголами (известно, что до прихода татаро‑монгол Алания уже была раздроблена

на многие княжества), и по тому, как горы не были покорены, нам становится ясно, что против монголов выступили горные и предгорные аланы-асы, а аланы-«христиане по имени» или сразу покорились монголам, или покорились после некоторых поражений, так как ослабли в воле, в патриотизме, свободолюбии и в единой цели.


Вывод третий. Одной из причин поражения алан от татаро‑монголов было проникновение в «аланскую степь» христианской религии, развалившей на идеологически враждующие стороны единый когда-то в патриотизме, благородстве, непоколебимости,самоотверженности и вере народ. (Мможно сказать и так: возрождающаяся Нартская идеология Асов не успела укрепиться в Аланской степи, ввиду распространения среди «пастушеского народа»организованной, легко усваиваемой миссионерской пропагандой, христианской «покаянной идеи»).

И в дальнейшем, пока горцы асы-аланы и часть укрывшихся в «Кавказской горе» алан-степняков (Ас — дыгуров) самоотверженно отстаивали свою независимость (в горы Алании не проник удачно ни один татаро‑монгол), на покоренных равнинах продолжала распространяться христианская религия (татаро‑монголы на завоеванных территориях не преследовали никакие «покорные» религиозные системы и даже способствовали их развитию), — иначе как объяснить еще долгое [более двухсот лет] существование Аланской митрополии в городах Сотириуполе и Трапезунд, находящихся на покоренных татаро‑монголами территориях и удаленных от непокоренного Большого Кавказа.

Таким образом, теряя основной рычаг продолжения Ас-аланского рода, (вспомним:«Кæд дæ фæнды дæ мыггаг ма аскъуыйа, дæ фыдæлты æгъдауыл фидар лæу» [Если хочешь, чтобы твоя фамилия-род не прервались, держись за «æгъдау» своих предков] или вспомним оставленное для потомков пожелание Нартов о том, чтобы слава Нартов досталась только тем из потомков, которые будут продолжать «æгъдау» Нартов) идеологию Нартов-Асов, и взамен принимая христианство и другие религии (например, известно, что на части покоренной Алании пропагандировался Ислам [памятником мусульманской религии времен татаро-монгольского владычества был разрушенный, не так давно, Татартупский минарет близ сел. Эльхотово)], аланы-степняки стали на путь неминуемого исчезновения или ассимиляции.Итак, не отвернувшиеся от«фыдæлты æгъдау» ироны — аланы сохраняют свою независимость на обоих склонах Кавказского хребта. Более того, укрепляются и начинают с успехом отвоевывать под руководством Мистерии Асов и своих царей «Ос Багатаров» предгорные земли как на юге, так и на севере от «Кавказской МировойГоры».



Источник:


С. Х. Джанайты. 

"Три слезы Бога" стр.106-108

Категория: Религии в Осетии | Добавил: ALANIUS (17.11.2011)
Просмотров: 2670
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Осетии
GISMETEO: Погода по г.Владикавказ
GISMETEO: Погода по г.Цхинвал
GISMETEO: Погода по г.Беслан
GISMETEO: Погода по г.Алагир
GISMETEO: Погода по г.Ардон
GISMETEO: Погода по г.Дигора
GISMETEO: Погода по г.Моздок
GISMETEO: Погода по г.Ногир
GISMETEO: Погода по г.Сунжа
GISMETEO: Погода по г.Октябрьское
GISMETEO: Погода по г.Эльхотово
GISMETEO: Погода по г.Заводской
Copyright MyCorp © 2017